В мире Маншет

Владимир Путин ответил Пашиняну и Лукашенко по газу

Проект Стратегии развития ЕАЭС до 2025 года поддерживают Россия, Казахстан и Киргизия, две страны пока препятствуют принятию проекта, это Беларусь и Армения, сообщил президент России Владимир Путин на заседании Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС). Путин предложил вынести вопрос газа за скобки Стратегии.

Заседание открыл президент Беларуси Александр Лукашенко, он начал с того, что вопрос о газе все еще не решен. «С окончательным взаимоприемлемым решением мы не можем определиться уже несколько лет. Притом что актуальность проблемы постоянно возрастает», — сказал он.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что необходимо сформировать общий рынок с единым подходом к ценообразованию.

Путин ответил, что для единого тарифа необходима интеграция, включающая единый рынок с единым бюджетом и единой системой налогообложения. До тех пор, пока этого нет, «цены на газ должны формироваться на основе рыночной конъюнктуры, учитывать затраты и инвестиции поставщиков, а также обеспечивать обоснованную норму прибыли на вложенный в добычу капитал».

Вопрос тарифов на транспортировку газа включен в проект Стратегии, принятие которой тормозится из-за Армении и Беларуси.

«Имеется формула, которую поддерживают три страны: Россия, Казахстан и Киргизия. Ее суть в том, что подходы к ценообразованию на газ можно было бы определить позднее на переговорах по формированию общего рынка газа ЕврАзЭС. Эту формулу пока не принимают наши армянские и белорусские коллеги», — сообщил президент, пишет «Интефакс».

«Если бы они смогли согласиться с ней, то других препятствий на пути одобрения Стратегии не осталось бы вообще. Если же позиция наших армянских и белорусских друзей останется без изменения, то, наверное, было бы логично вообще исключить пункт по газу из проекта стратегии, чтобы одобрить ее. Обсуждение подходов к ценообразованию на газ можно продолжить по линии экспертов государств-членов и Евразийской экономической комиссии», — выдвинул предложение Путин.

В беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков подчеркнул, что заявления Пашиняна и Лукашенко, поставившие в тупик утверждение Стратегии развития ЕАЭС до 2025 года — это давление на Россию с целью снизить цены на газ. «Понятно, о чем на самом деле хотят говорить Беларусь и Армения — они предлагают понизить стоимость газа. В прошлом месяце Армения посылала письмо в «Газпром» с такой просьбой, указывая, что в Европе цены на спотовых рынках намного ниже, че фиксированная на год цена для армянского рынка, а Беларусь о том же самом говорила многократно. Они просто хотят, чтобы цены у них были ниже», — указал он.

Кроме того, Беларусь хотела бы изменить формулу тарифа на доставку газа. «Как образуется стоимость газа для Беларуси: берется тариф на газ в Ямало-Ненецком Автономном округе, самый низкий в России, он выражен в рублях, а затем добавляется тариф доставки газа до Беларуси, не только довольно высокий, но и посчитанный в долларах. Из-за этого цена газа для Беларуси должна быть сейчас около $152 за тысячу кубов, а Россия дает ей дополнительную скидку, фиксируя цену на уровне в $127 за тысячу кубов. Но Беларусь еще хочет, чтобы тариф доставки с Ямала был выражен в рублях, чтобы цена здесь и сейчас была еще ниже», — пояснил Игорь Юшков, напомнив, что такого разговора прежде не возникало, поскольку цены на российский газ были выгодны и Беларуси, и Армении.

«Даже в начале это года цены в Европе были выше, чем для Беларуси — потому Минск и согласился до конца года продлить соглашение о цене в $127 за тысячу кубов. Что важно, в 2021 цены в Европе, скорее всего, снова поднимутся выше этого уровня и, возможно, даже выше уровня в $165 за тысячу кубов для Армении. Но прямо сейчас Беларусь и Армения выступают единым фронтом, ссылаясь на то, что в Европе цены дешевле. Армения, кроме того, говорит, что пострадала от коронавируса и потому нуждается в скидке для подъема экономики. То есть в действительности диалог идет не о каких-либо деталях и тонкостях соглашений, а просто о желании Минска и Еревана получить дешевые углеводороды. Путин им, в свою очередь, в этом отказал, пояснив, что без дальнейшей интеграции, слияния, по сути, в одну страну, таких же цен, какие установлены для российских регионов, Беларусь и Армения не получит», — заключил экономист.

www.rus.com.az

LEAVE A RESPONSE

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *