Сегодня исполняется сто лет со дня установления современных дипломатических отношений между Россией и Турцией. Об этом говорится в поздравительном комментарии МИД России, опубликованном по случаю юбилея.
«Советская Россия первой в мире признала правительство Великого Национального Собрания Турции, созданное в результате национально- освободительной борьбы турецкого народа против иностранных интервентов. 3 июня 1920 г. Народный комиссар по иностранным делам РСФСР Г.В.Чичерин направил Председателю ВНСТ Мустафе Кемалю (Ататюрку) телеграмму с предложением «немедленно установить дипломатические и консульские представительства». Этот день и считается официальной точкой отчета в дипотношениях между Советской Россией и Правительством ВНСТ», — говорится в сообщении.
В российском внешнеполитическом ведомстве подчеркнули, что история дипотношений стран насчитывает свыше пяти веков, однако нынешний юбилей связан с качественно новым этапом развития двусторонних связей после распада Российской и Османской империй.
«За прошедший век российско-турецкие отношения, опирающиеся на прочный фундамент добрососедства, взаимовыгодного сотрудничества и уважительного учета интересов друг друга, прошли через многие испытания и успешно их выдержали», — указано в комментарии МИД РФ.
Оценивая нынешнюю ситуацию в двусторонних отношениях республик, в российском внешнеполитическом ведомстве подчеркнули, что в настоящее время дипломатические отношения России и Турции переживают подъем по целому ряду направлений и уверенно выходят на уровень стратегического партнерства, что является важным фактором укрепления региональной стабильности и безопасности.
Как отметил в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» профессор университета Кахраманмараш Сютчу Имам Тогрул Исмаил, Турецкая Республика ощущала серьезную поддержку России еще на начальном этапе существования. «В первые два десятилетия наших дипломатических отношений наше сотрудничество было очень серьезным. Потом, конечно, произошло некоторое охлаждение, Турция вынуждена была выбрать западное направление, но затем, с распадом СССР Российская Федерация стала налаживать связи с нами. В последние 30 лет наши отношения развивались очень бурно», — прежде всего сказал он.
«Несмотря на то, что Турция является членом НАТО, контактирует с США и ЕС, отношения с Россией имеют для нее особое значение. В новом тысячелетии наши связи укреплялись очень активно, и, думаю, неслучайно внешнеполитическое ведомство РФ заявило о стратегической направленности нашего партнерства. Конечно, между нашими государствами есть еще проблемы, но сотрудничество в экономике, социально-культурной сфере и военно-технической отрасли дают уверенность в том, что наши отношения будут только развиваться в дальнейшем. Опыт и профессионализм руководства наших стран и позитивное общественное мнение позволят достичь этого. Взаимопонимание и готовность решать любые проблемы путем переговоров – это лучший путь стратегического партнерства», — подчеркнул Тогрул Исмаил.
Заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов, в свою очередь, рассказал о тех сферах, в которых Россия и Турция сегодня достигли уровня стратегического партнерства. «Прежде всего необходимо говорить о взаимодействии в торгово-экономической сфере. Первое направление, очень важное – это сотрудничество в энергетической сфере, завершение до конца наших планов, связанных с транспортировкой энергоносителей и обеспечение планомерного, постоянного наполнения этих линий передач. Второе направление – это сотрудничество в строительстве крупных объектов, включая атомную электростанцию. Третье направление – сотрудничество среднего бизнеса по целому ряду направлений, взаимные вложения инвестиций, строительство жилого фонда и комплексно-административных зданий. Естественно, важным для обеих сторон является поддержание хорошего наполнения туристического обмена, в том числе рост туристического потока из Турции в Россию», — сообщил он.
«Затем нужно сказать о политическом блоке. Я специально поставил на первое место торгово-экономическую сферу, поскольку при любых разногласиях, в том числе по Сирии, наши экономические связи должны развиваться поступательно и независимо. В политических контактах, я думаю, в предстоящие месяцы нас ожидает перезапуск очень важных компонентов нашего политического диалога, которые пока что отложены из-за пандемии. Во-первых, это Совет сотрудничества высшего уровня как руководящий орган нашего политического взаимодействия. Во-вторых, мы условились о формировании и интенсивном взаимодействии на уровне совместной группы стратегического планирования, которое возглавляется министрами иностранных дел. Группа дружбы по линии парламентов двух стран могла бы работать более эффективно, тем более что парламентарии участвуют в различных форумах. В частности, мы очень благодарны турецким парламентариям за то, что они приезжают на экономический «Казань-Форум» и способствуют тому, что парламент поддерживает наши торгово-экономические инновации», — рассказал дипломат.
«Отдельно стоит вопрос о взаимодействии по сирийскому направлению. Здесь надо в целом оценивать ситуацию: в предыдущий период времени наше сотрудничество с Турцией имело исключительно важное значение для Сирии, именно содействие со стороны Турции, которая пересмотрела по нашей просьбе ряд очень важных параметров политики в сирийском кризисе, позволило нам добиться освобождения вместе с сирийскими друзьями практически всей территории страны, кроме Идлиба и северных анклавов, что в настоящее время находятся либо под контролем Турции, либо под контролем США и некоторых других сил. Надо, используя задел хорошего взаимодействия, продолжить работать в этой сложной ситуации, чтобы добиться, с одной стороны, полного освобождения территории САР, с другой стороны, предоставления нашим коллегам из Турции должных гарантий безопасности военно-политического характера. Мы многое уже научились делать при решении сложных задач, и сможем это продолжить. В целом, Турция – наш сложный, но очень интересный и перспективный партнер, нужный России, и все мы, конечно, заинтересованы, чтобы мы как соседи имели сугубо дружественные отношения», — заключил Андрей Бакланов.