Тема вещания российских телеканалов в Армении всегда вызывала ожесточенные споры как внутри армянского общества, так и между официальными Ереваном и Москвой.
Этот вопрос разделил армянское общество на два противоположных лагеря. И если один из них — менее многочисленный хочет и дальше смотреть российские телеканалы, поскольку смотреть отечественные из-за низкого пошиба просто омерзительно, то второй, более многочисленный и ориентированный на национальные ценности, много лет требует прекратить свободное вещание российских телеканалов на Армению.
В Армении нежелание смотреть российские каналы обосновывают тем, что «российское ТВ уже давно превратилось в инструмент пропаганды, направленной не только на российского, но и на зарубежного обывателя». В этой варварской по сути стране гордятся тем, что если при Кочаряне и Саргсяне любые робкие попытки армянских властей «оградить отечественного телезрителя от пропагандистских компонентов российских телеканалов» сразу же нарывались на грозный окрик из Кремля, а потому сразу же сходили на нет, то после революции правительство Никола Пашиняна нашло в себе смелость сделать шаг по исключению российских телеканалов из общественного мультиплекса Армении, исходя «из соображений информационной безопасности».
В Армении понятие «безопасности» вообще превратилось в своеобразный жупел, при помощи которого стращают простой люд, будь то в политическом, гуманитарном или любом другом аспекте.
И вот в недрах Национального собрания страны-агрессора, без зазрения совести, оккупировавшей 20 процентов соседнего Азербайджана, без особых мук на свет появился законопроект «Об аудиовизуальных медиа», ограничивающий вещание иностранных телеканалов в мультиплексе, то есть в пакете, доступном на территории страны через обычную антенну. Мол, таким образом Армения спасается от российской вещательной интервенции и пропаганды.
Согласно законопроекту, российские каналы смогут попасть в обычную сетку вещания только на основе межгосударственного договора. Кроме того, их контент должен будет дублироваться на армянском языке или снабжаться субтитрами. 18 июня документ прошел первое чтение. Закон собираются принять уже в июле, а де-факто новые правила заработают с начала 2021 года, ограничивая вещательные возможности стратегического союзника Армении на территории страны.
Как и в прошлые разы, когда только-только инициировался вопрос о вещании российских телеканалов на Армению, на сей раз в стране вновь послышался голос возмущения тех, кто хочет смотреть российские каналы. Причем в стране-агрессоре их почему-то стали величать «пятой колонной», хотя никаких политических требований желающие бесплатно смотреть «качественный контент» не предъявляют. К тому же вся эта возня с армянским мультиплексом бьет по стратегическим отношениям с Россией, вызывая в Москве волну недовольства.
Мало того, в Ереване уже звучат угрозы в адрес этих «продажных пророссийских сил», мол, «мы знаем всех их в лицо и поименно, а потому нужны лишь время и воля, чтобы их навсегда нейтрализовать».
Однако стратегический союзник тоже не лыком шит. Россия не стала молчать и устами своего посольства в Ереване выступила с осуждением нового законопроекта. В обоснование своего неприятия заметив, что русский язык, несмотря на отсутствие официального статуса, продолжает до сегодняшнего дня играть большую роль в Армении, нежели просто иностранный язык, поэтому «нужно договаривать» и т.д. Это прозвучало как угроза при оказии принять ответные меры.
В Армении возмутились: мол, скажите спасибо, что не запрещаем вещание иностранных телеканалов, а даем возможность, чтобы в общественном мультиплексе были те телеканалы, по которым будут соглашения между двумя странами. А если такого соглашения нет, то идите… в кабельное ТВ. «Но русских это не устраивает – они привыкли, что в Армении при Кочаряне и Саргсяне все их прихоти выполнялись беспрекословно, а тут вдруг нужно новые договора заключать и, главное, исчезает возможность влиять на армянского зрителя посредством своей телепропаганды. Тем более, с помощью прикормленнных кремлевских пропагандонов вроде Соловьева, Кургиняна, Мирзояна, Бабаяна, мечтающих увидеть Армению в составе России», — огрызнулись «революционеры». Ничего себе союзничек, не правда ли?!
Находятся и те, кто открыто выражают полную поддержку инициативе властям страны в деле ограничения «пагубного, тлетворного влияния российской телепропаганды на Армению».
Однако недолго радовались радетели армянских национальных интересов в этом вопросе. Ибо уже через короткое время после выступления посла, 30 июня в беседе с журналистами вице-спикер парламента Армении от правящего блока «Мой шаг» Ален Симонян, касаясь проблем, связанных с вещанием российских телеканалов, поднятых посольством России, заявил, что обсуждал этот вопрос с послом России, и «сейчас ведутся переговоры, МИД занимается тем, чтобы каналы ВГТРК были бы включены в армянский мультиплекс».
Вместе с тем он считает, и это мнение большинства армянского общества, что в общем, в мире в мультиплексы не включены каналы других стран, даже союзных государств. «Это нонсенс, что в мультиплекс включен какой-то иноязычный телеканал. Это сотрудничество должно быть двусторонним. То есть если мы говорим о каком-то телевизионном канале, который желательно включить в мультиплекс, то желание и готовность должно быть и у этого канала».
Для полной картины поясним, что армянская сторона неоднократно поднимала вопрос вещания армянских каналов в мультиплексе России в обмен на разрешение российским вещать в армянском мультиплексе.
Однако в России, понимая, какой контент армянская сторона может представить российскому телезрителю, особенно учитывая агрессивную риторику в адрес своего стратегического союзника, отказалась идти на столь сомнительный бартер.