Яшар Алиев: Трудно переоценить значимость исторической инициативы Президента Азербайджана по созыву первой специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в ХХI веке, направленной на отстаивание интересов всего человечества
Инициатива Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиев в качестве председателя Движения Неприсоединения, о созыве Специальной сессии Генеральной Ассамблеи, посвященной борьбе с пандемией коронавируса COVID-19, получила широкую поддержку членов этой международной организации. Как решаются в связи с этим процедурные вопросы в интервью АЗЕРТАДЖ рассказал постоянный представитель Азербайджанской Республики при ООН Яшар Алиев.
-Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, исходя из самого названия, событие в определенном смысле не очень частое и в своем роде необычное. Неудивительно, что у широкой общественности большой интерес к тридцать первой Спецсессии ГА ООН по борьбе с коронавирусом. В этой связи хотели бы попросить Вас поделиться деталями и нюансами касательно сложной процедуры проведения этого мероприятия.
-Инициатива Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева, в качестве Председателя Движения Неприсоединения, о созыве Специальной сессии Генеральной Ассамблеи, посвященной борьбе с пандемией коронавируса COVID-19, закономерно получила широкую поддержку. Требовалось 97 голосов, а в итоге инициативу поддержало около 140 государств, более двух третей численного состава ООН.
В этой связи вступили в силу Правила процедуры ГА ООН 8(а) и 10. В соответствии с этими правилами 30 июня 2020 года Генеральный Секретарь ООН Антониу Гуттериш уведомил государства-члены о том, что тридцать первая Специальная Сессия Генеральной Ассамблеи должна начать свою работу 10 июля с.г. и представил предварительную повестку дня сессии. Генсек ООН также информировал, что в соответствии с Правилом процедуры 31 глава делегации Председателя семьдесят четвертой регулярной сессии ГА ООН (Нигерия) становится Временным Председателем Специальной сессии, и в этом качестве 10 июля уведомит государства-члены о последующих организационных и протокольных мерах в рамках Специальной сессии.
Так и произошло. 10 июля Специальная сессия начала свою работу. Временный Председатель в своим письмом от 10 июля проинформировал государства-члены о запуске многоступенчатого механизма сессии и изложил порядок действий для обеспечения ее функционирования, а именно, процедур формирования руководящих и протокольных органов, как то: избрание Председателя, заместителей Председателя, Комитета по проверке полномочий и др.
Здесь следует обратить особое внимание на тот факт, что в настоящий момент деятельность ООН осуществляется на фоне жестких карантинных мер, введенных властями штата Нью-Йорк и руководством ООН. С конца марта штаб-квартира ООН остается физически закрытой и по сегодняшний день ГА ООН не провела ни одного заседания, а свои решения она принимает опросным путем посредством процедуры умолчания (то есть консенсусом), установленной специальным решением самой же Генассамблеи на время пандемии COVID-19. (Такое положение дел продлится как минимум до 1 августа и возможно далее, в зависимости от уровня эпидемиологической опасности и решения властей штата и города Нью-Йорк и самой ООН).
С учетом это важной особенности Временный Председатель Специальной сессии внес на рассмотрение Генассамблеи принятие следующих решений посредством процедуры умолчания:
«Генеральная Ассамблея принимает во внимание информацию, содержащуюся в документе А/S-31/2, касательно Статьи 19 Устава ООН.»
«Генеральная Ассамблея, в соответствии с Правилом 28, принимает решение, что Комитет по проверке полномочий тридцать первой Специальной сессии ГА сохранит тот же состав, что во время семьдесят четвертой сессии ГА, а именно Барбадос, Ботсвана, Китай, Мавритания, Непал, Российская Федерация, Сан Марино, США, Уругвай.»
«Генеральная Ассамблея принимает решение избрать его превосходительство господина Тиджани Мухаммад-Банде из Нигерии Председателем тридцать первой Специальной сессии Генеральной Ассамблеи.
Здесь хочу напомнить, что господин Мухаммад-Банде является Председателем нынешней семьдесят четвертой регулярной сессии ГА ООН.
В том же письме от 10 июля Временный Председатель сообщил, что после завершения процедуры избрания Председателя Спецсессии, сам Председатель вынесет на рассмотрение государств-членов еще три организационно-протокольных решения об избрании заместителей Председателя, избрании Председателей основных Комитетов сессии и утверждения повестки дня сессии. Эти решения тоже будут приниматься посредством процедуры умолчания. (Нужно отметить, что в обычных условиях, процесс избрания руководящего и протокольного состава Спецсессии проходит в течение нескольких часов, а сейчас, когда ГА не имеет физической возможности проводить заседания, она вынуждена принимать решения опросным путем через длительную процедуру умолчания). В заключении Временный Председатель проинформировал государства-члены о необходимости принятия решений о модальностях Специальной сессии.
За свою 75-летнюю историю ООН провела 30 Специальных сессий ГА, каждая из которых была посвящена отдельному вопросу в отличие от регулярных сессий ГА, рассматривающих самый широкий круг вопросов. (Так, например, повестка нынешней 74-ой сессии ГА ООН состоит из 172 пунктов). В большинстве случаев Спецсессии ГА ООН были инициированы самой Генассамблеей и лишь только в трех они были созваны по инициативе отдельного государства или группы государств. Впервые это произошло в 1947 году по инициативе Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии по вопросу Палестины, затем в 1961 году по инициативе группы государств по ситуации в Тунисе, а в последний раз, 46 лет тому назад, когда Алжир предложил провести Спецсессию, посвященную новому экономическому порядку.
В этом контексте трудно переоценить значимость исторической инициативы Президента Азербайджанской Республики И.Алиева по созыву Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по борьбе с мировой пандемией COVID-19, первой Спецсессии в ХХI веке, направленной на отстаивание интересов всего человечества в это трудное для нашей планеты время, что и обусловило ее поддержку подавляющим большинством мирового сообщества.