Маншет Политика

Андрей Караулов: Карабахский конфликт завершится тогда, когда Азербайджан вернет себе то, что ему принадлежит – ИНТЕРВЬЮ

Может быть, это фейк. Но, я предполагаю, что нет ...Интервью известного российского журналиста, телеведущего, автора передач «Момент истины», «Русский век» Андрея Караулова московскому корреспонденту АПА

— Андрей Викторович, вы, наверное, следите за происходящими событиями. Я имею ввиду то, что происходит на азербайджано-армянской границе. Как вы считаете, что происходит?

— То, что происходит, это очень плохо. Мне кажется, что мы в XXI веке повторяем свои предыдущие ошибки. То, что происходит сегодня – это сумасшествие. Те, кто создали, породили этот конфликт, прекрасно знают это. Я много говорил с Гейдаром Алиевым о карабахском конфликте. Мы говорили о том, как это произошло. Он рассказывал мне о том, как вместе с первым секретарем Коммунистической партии Армении Кареном Демирчяном 2-3 раза в год совершал поездки в Карабах. Армяне в Нагорном Карабахе жили просто припеваючи. Споры между соседями были всегда. Если мы, люди, не можем урегулировать споры мирным путем, то мы не люди. На сегодняшний день эскалация конфликта означает новые смерти, новые несчастия. На самом деле, это удар для каждого армянина, каждого азербайджанца. Этот конфликт завершится тогда, когда Азербайджан вернёт себе то, что ему принадлежит. Это его земля. В противном случае этот конфликт никогда не кончится. Разве армяне обрели счастье от этого? Я и тогда говорил об этом Гейдару Алиеву. Я побывал в Ереване через 2 года после войны. Сколько армян уехало из Армении. Сколько азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами как из Армении, так и из оккупированных земель. В то время мы вместе с бывшим президентом Татарстана Минтемиром Шаймиевым поехали в Азербайджан. Гейдар Алиев отвез нас в палаточный городок беженцев. Шаймиев не смог сдержать слёз и заплакал. Знаете, карабахский конфликт намного укоротил жизнь армян. Как можно сказать про чужое, что это моё?! К сожалению, Армения ведёт себя так, как будто всех этих трагедий и нищеты не было, Ереван не опустел.

— В конце прошлого века вы стали свидетелем разгара армяно-азербайджанского конфликта. Как вы сравнили бы с точки зрения геополитической ситуации нынешний период с концом 80-х, началом 90-х годов?

— Я сказал бы, что ситуация та же самая. Сегодня в сознании людей то, что было тогда. Это относится не только к карабахскому конфликту. Такая же ситуация и в Абхазии. Там тоже время остановилось. Абхазцы сейчас богаты? Нет. В то время они твердили о независимости. Вот, вы обрели независимость. И что дальше?

Изгнание азербайджанцев из Карабаха, русских из Чечни, то, что ни в чём неповинные люди лишились дома и крыши над головой является самой большой трагедией. Об этом можно снять фильм. Люди очень плохо знают нашу историю. Если бы они знали её, знали об изгнании людей из Карабаха, такие вещи не повторились бы.

Хочу поделиться воспоминаниями о Гейдаре Алиеве. Когда произошли сумгайытские события, он понимал, что за этим стоит не азербайджанский народ, а Комитет государственной безопасности. Потому что убийство армян было совершено по заранее составленному списку. Без КГБ, без влияния армянского лобби на Михаила Горбачёва, без сговора Шахназарова, Аганбекяна с Горбачёвым сделать это было невозможно.

Интервью Аганбекяна французской газете «Humanite», то, что он сказал в интервью «Горбачёв поддерживает отделение Карабаха от Азербайджана»… Без воли Горбачёва коварный Аганбекян не сказал бы этого. Всё это было сделано для того, чтобы подготовить общественное мнение. Армянское лобби было сильно в США, это было так всегда. Горбачёв лично согласился на отделение Карабаха, точно так же, как на Мальте дал согласие Бушу на отделение Литвы… За это армяне многое обещали Горбачёву, было обещано, что армянское лобби в США повлияет на Буша. Горбачёв ввязался в торговлю землями для того, чтобы остаться на должности.

В то время Гейдар Алиев приехал в Центральный комитет и попытался предупредить правительство о том, что должно произойти. После длительного ожидания его принял секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Разумовский, но к его предупреждениям о том, что прольётся кровь, не прислушались, так как они были не политиками, а конъюнктурщиками. Только дураки не могли понять, что Нагорный Карабах был разменной монетой в игре Горбачёва с США. Горбачёв даже не мог безошибочно выговорить слово Азербайджан, не мог и показать на карте, где находится Карабах. Горбачёв называл это конфликтом из-за земель. Это бред, Карабах был игрой, которую вёл Горбачёв с США для того, чтобы остаться у власти и чтобы власть не перешла к Борису Ельцину. Но Борис Ельцин стал президентом. А это уже совсем другая история. Поэтому сегодня Горбачёва в обществе не уважают. Он пролил много крови. Мы до сих пор не знаем, сколько людей было убито в ходе январских событий 1990 года в Баку. Горбачёв был готов отдать половину страны, чтобы остаться у власти.

— Как Вы думаете, был ли до сих пор шанс разрешить этот конфликт? Если да, то почему этого не произошло, кто помешал этому? 

— Был. Если бы в Армении были умные люди, конфликт давно бы разрешился. В Армении так много бесхозных земель. Что они не могут разделить? Там так много свободных территорий… Армения – это не Китай, там достаточно места для проживания. За эти годы столько армян покинули Ереван и другие города.

— Почему шанс разрешить конфликт был упущен?

— Потому что убили Карена Демирчяна. Если бы Демирчян был жив, то возможно, вопрос был бы решен. Такие политики могли убедить народ в каком-то пути выхода.

 Какой, на Ваш взгляд, должна быть позиция России в этом вопросе? Удовлетворяет ли вас нынешняя позиция Кремля?

— Нет, меня не устраивает нынешняя позиция России по этому вопросу. МИД России не должен довольствоваться только заявлениями. Несомненно, сегодня есть выход из всех ситуаций.

— Что, по-вашему, должен сделать Кремль?

— Уговорить стороны.

— Как и каким путем?

— Этого я не знаю. Ведь Гейдар Алиев сумел это сделать. Он остановил войну. Из всех ситуаций есть выход. Для этого нужен диалог. Если МИД России не может найти слова для диалога, тогда ничего.

— Диалог ведется уже 26 лет…

— Это не диалог, а имитация диалога. Нужно быть кратким и конкретным. Как во времена Сталина.

— Считаете ли Вы возможным разрешение карабахского конфликта путем войны? 

— Если нет диалога, значит, нет другого пути. К сожалению, остаётся путь войны. Но и это плохой путь. Азербайджан имеет полное право вернуть себе Карабах, как с исторической, так и с других точек зрения. Знаете, такие маленькие страны, как Швейцария не для войны. В их войнах победителей не бывает, они только уничтожают друг друга. Гейдар Алиев объяснил это армянам. Маленькие страны – это отдельный мир.

Нагорный Карабах – это не только проблема Азербайджана или Армении, это мировая проблема. На сегодняшний день отношения между Москвой и Ереваном холодные. Для урегулирования этого конфликта нужно, чтобы Россия показала кулак Армении. Я не вижу сейчас этого кулака у российской стороны.

www.rus.com.az

LEAVE A RESPONSE

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *