Обязательное медицинское страхование в Азербайджане, которое в режиме пилотного проекта было запущено в некоторых регионах страны еще в 2017 году, в ближайшее время должно стать реальностью. Придется ли столкнуться гражданам с какими-то сложностями, и как проходило внедрение медстрахования в соседней России?
Об этом и многом другом Media.Az беседует с первым проректором российской Высшей школы организации и управления здравоохранением, кандидатом экономических наук Николаем Прохоренко.
— В Азербайджане обязательное медицинское страхование должно заработать в следующем году. Речь идет о 2% от заработной платы сотрудника, получающего до 8 тысяч манатов. При этом до 1 января 2022 года установлена льгота в размере 50%, если работник не занят в нефтяной сфере, то есть речь идет уже об одном проценте. Но как это все будет работать? У нас привыкли за все платить… Не получится ли так, что и отчисления из зарплаты пойдут, и врачей все равно придется отблагодарить? В России медицинское страхование ввели раньше, поделитесь опытом.
— Когда речь заходит о способе финансирования медицинской помощи, чаще всего люди задают вопрос о механизмах, в любой стране. Это понятно, ведь надо учитывать сколько денег останется при получении зарплаты. Даже если работник сам напрямую не платит, то расходы ложатся на работодателей, а это все равно скажется на доходе сотрудников. Но, на самом деле, это не самый главный вопрос. Важнее то, сколько государство готово потратить на здравоохранение, и правильно ли в стране посчитана потребность в оказании медицинской помощи.
Какой бы способ компенсации медицинским организациям не выбирался, в любом случае не обходится без фонда целевого потребления. Мы можем называть это фондом обязательного медицинского страхования или еще как-то. Можем говорить о том, что государство все профинансирует, или о полностью страховой медицине с частными компаниями, как это реализовано в США. Есть страны, где деньги выделяются по запросу местных властей. Но ведь не все люди работают, кто-то по возрасту, кто-то по инвалидности и т.д. Так что не все могут платить необходимый взнос за медстрахование. Помощь для них нужно оплачивать из общего фонда.
Многие считают, что сама система компенсации затрат за медицинские услуги не имеет особого значения. Государственная или частная организация, поставленные в одинаковые условия, то какая разница? Но, смотрите, человек, может большой разницы и не увидит. Однако любая структура, основанная не на централизованном распределении средств, является гораздо более дорогой. А обязательное медицинское страхование – это технологически гибкая система, позволяющая учитывать многие нюансы, но, при этом, она дороже государственного бюджетного финансирования.
Если мы говорим о страховой системе, то надо понимать, хватает ли денег в стране на медицину? В США, к примеру, на эту сферу тратится 17% от Валового Внутреннего Продукта (ВВП). А в России чуть больше 3%. И нам не приходится говорить, что система медицинского страхования является эффективной. У нас она сложна для медицинских учреждений.
— Менталитет у наших людей, во всяком случае, в Азербайджане таков, что все равно врачам заплатят, чтобы хорошо лечили. А при этом еще и пойдут отчисления на медстрахование…
— Да, люди привыкли платить, и не только у вас. Разберем ситуацию. Есть работающие люди, решающие куда лучше направить деньги. Заплатить хорошему доктору, например. С рыночной точки зрения это звучит хорошо, востребованные врачи и медицинские учреждения будут в выигрыше. Но ведь есть медицинские учреждения, которые должны существовать просто по определению, даже если нет ни одного больного. Скорая помощь, туберкулезные диспансеры, инфекционные больницы, центры по борьбе со СПИД, бюро судебно-медицинской экспертизы и т.д. Представим ситуацию, что в течение дня нет ни одного вызова скорой помощи, значит, надо отменять службу? Так что есть нерыночные, а именно инфраструктурные траты на медицину, которые государство любым способом должно обеспечивать.
А есть небольшие села, высокогорные районы, к примеру, где нет альтернативы. Как быть в этом случае? Ведь у заболевшего выбора, по большому счету, просто нет. Так что, повторюсь, медицинское страхование – высокотехнологичное, но, при этом, дорогое.
И еще момент. В России платят 5,1% от заработной платы за медицинское страхование. Было 3,6%, но этого явно было недостаточно. Но ведь есть неработающие люди, то есть неучтенные, и тут провал. Человек трудится неофициально, но он исключен из статистики, системы налогообложения и системы обязательного медицинского страхования. И эти платежи за них падают на государство. Да и точность оценки населения в странах сильно страдает. Люди прописаны по одному адресу, но живут в другом месте, или во время переписи их не было дома. Скажем, ошибки в крупных городах России, по разным оценкам, составляют от 6 до 8%. В Москве это значит почти один миллион неучтенных людей.
Кстати, скажите, сколько сейчас в Азербайджане тратится на здравоохранение?
— Доля расходов на здравоохранение в расходах госбюджета на 2020 год составляет больше 6%…
— Азербайджан обогнал Россию, нам вас догонять и догонять. В любом случае, нужно, чтобы система оказания медицинской помощи оказалась наполненной деньгами и людьми – врачами, медсестрами, специалистами. Надо четко рассчитать сколько нужно платить врачам, чтобы они считали себя «средним классом», определить стоимость услуг по самым распространенным заболеваниям.
— Наверное, задам очень простой, может, даже примитивный вопрос. Ведь и до медицинского страхования работали и Скорая помощь, и инфекционные клиники и т.д. Может, все-таки, проще сейчас ввести платную медицину? Всем все станет ясно и понятно.
— Платная медицина, при всей своей привлекательности с точки зрения современного уклада жизни имеет огромные минусы, и, как раз, с точки зрения здравоохранения. Когда вы выбираете товар – одежду, машину, телефон, то у вас есть возможность сравнить характеристики, стать информированным покупателем. Со здоровьем же все не так. Вы не можете предсказать результат. Бывают экстренные условия, привозят в больницу, которая поблизости, куда просто успели довезти. Так что истинно рыночные механизмы в медицине не работают. Кроме того, не каждый «рыночник», назовем их так, будет обращать внимание на неблагоприятные факторы, влияющие на здоровье пациента. Какие-то больные будут выгоднее, какие-то – нет.
В медицине есть целое направление, которое называется «охраной здоровья». Платная медицина может быть возможной в крупных городах и в отдельных сегментах, амбулаторно-клинических, и это должно регулироваться государством. Задача системы здравоохранения любой страны – увеличение продолжительности жизни и улучшение здоровья населения. А главная цель учреждений, работающих на платной основе – увеличение прибыли.
— И завершающий момент. Чего ждать нашим гражданам в следующем году, на ваш взгляд? От системы обязательного медицинского страхования будет больше плюсов, чем минусов?
— Конечно, в финансовом плане люди вряд ли испытают серьезно проблемы, 1-2% с зарплаты – это не очень много, хотя для кого как. Но придется столкнуться с бюрократическими сложностями, могу это сказать на опыте России. Ошибки в базе данных и т.д. В России проблемы выявлялись в течение почти семи лет.
— Но Россия — огромная страна, а Азербайджан территориально и по численности меньше.
— Да, конечно, это может помочь облегчить переход к медицинскому страхованию с меньшими сложностями.
www.rus.com.az