Ключевой проблемой формата Минской группы ОБСЕ на сегодняшний день является то, что из трех сопредседателей МГ в действительном урегулировании нагорно-карабахского конфликта заинтересован всего один – Россия, а помимо нее завершению конфликта могут способствовать Турция и Иран. Об этом в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» рассказал генеральный директор Института ЕврАзЭС Владимир Лепехин.
«Большая часть стран-участниц Минской группы ОБСЕ не имеют никакого отношения к Южному Кавказу. Это был и остается переговорный формат, навязанный Западом Азербайджану, Армении и России, единственному гаранту продвижения конфликта к урегулированию», — прежде всего сказал он.
«На мой взгляд, решение проблемы Нагорного Карабаха, если говорить о переговорном формате, находится в руках именно региональных игроков, тех стран, которые имеют прямое отношение к соседству с Азербайджаном и Арменией. Такие государства-гаранты мирного урегулирования – это Россия, Турция и Иран. Только в рамках регионального процесса оздоровления ситуации можно будет постепенно странам-гарантам мотивировать стороны конфликта на переход к практическому решению проблемы», — обратил внимание Владимир Лепехин.
«Что касается Минской группы ОБСЕ, то она лишена возможности принимать решения, тем более действовать. В ней нет ни одного представителя, кроме российского, кто был бы заинтересован в урегулировании конфликта. Напротив, западные структуры заинтересованы в том, чтобы сохранять этот конфликт и по мере возможности использовать в своих интересах усиления влияния на постсоветском пространстве. Мы видим, что постоянно происходят обострения ситуации вокруг Нагорного Карабаха при участии самых разных спецслужб», — сообщил генеральный директор Института ЕврАзЭС.
«В итоге, для большинства представителей Минской группы ОБСЕ карабахская тема – это инструмент влияния, который в любой момент включается в интересах тех или иных западных сил. Мир на Южном Кавказе сейчас сохраняется только благодаря позиции России, которая в случае обострения конфликта занимается челночной дипломатией, когда российские представители контактируют и с армянским руководством, и с азербайджанским. Только Россия может на деле способствовать стабилизации ситуации», — заключил Владимир Лепехин.