Волкан Бозкыр: Пандемия испытывает на прочность институты Организации Объединенных Наций
Турецкий дипломат Волкан Бозкыр, избранный председателем 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, занял этот пост в нелегкое время, когда Организация Объединенных Наций борется с беспрецедентной пандемией коронавируса и разрабатывает стратегическое направление собственного развития. Государственный служащий с почти 50-летним опытом работы был избран от группы стран Западной Европы и других государств. На посту председателя сессии Генеральной Ассамблеи ООН Волкан Бозкыр сменит Тиджани Мухаммада-Банде из Нигерии.
Бозкыр поступил на турецкую дипломатическую службу в 1972 году. Он занимал ряд высоких дипломатических должностей: работал генеральным консулом Турции в Нью-Йорке, послом в Румынии и постоянным представителем Турции в ЕС.
В преддверии 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Волкан Бозкыр встретился с корреспондентами Службы новостей ООН. В ходе интервью он изложил свое видение проблем, над решением которых сейчас работает Организация Объединенных Наций. АЗЕРТАДЖ представляет интервью, напечатанное на сайте ООН
— Пандемия COVID-19 стала сейчас приоритетом нашей работы, поэтому я решил включить эту тему в повестку 75-й сессии ООН. Девиз, который государства-члены организации выбрали для этой сессии, звучит следующим образом: «Будущее, которого мы хотим; Организация Объединенных Наций, в которой мы нуждаемся: подтверждение нашей коллективной приверженности многосторонности». Я добавил к этому еще одну строку: «Противодействие COVID-19 посредством эффективных комплексных действий».
Пандемия испытывает на прочность институты Организации Объединенных Наций, как ни одна другая проблема в истории ООН — мы обязаны на глобальном уровне принять экстренные меры для противодействия вирусу и восполнить урон, который пандемия нанесла международному сообществу и мировой экономике.
— В этом году ООН исполняется 75 лет. Что эта годовщина означает для вас как для председателя нынешней сессии Генеральной Ассамблеи?
— COVID-19 — это глобальный кризис, какого мир не знал с тех самых пор, когда ООН возникла из пепла Второй мировой войны. Это не только кризис в области здравоохранения, но также социальный и экономический кризисы, еще более обострившие проблемы, которые ООН пытается преодолеть с помощью таких инструментов, как Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и Цели устойчивого развития.
В борьбе с пандемией участвует все человечество. Наступило время единства. У государств-членов ООН никогда не было более веских причин для тесного сотрудничества во имя общего блага. Я уверен, что мы выйдем из этого кризиса сильнее, чем были.
Генеральная Ассамблея призвана сыграть главную роль в борьбе с пандемией, поскольку именно она – тот механизм, благодаря которому государства-члены ООН направляют коллективные ресурсы на решение общих проблем. Показательный пример — разработка вакцины от коронавируса. Сможем ли мы гарантировать, что она станет всеобщим достоянием и будет распределяться на справедливой основе? Пандемия не знает государственных границ. Никто из нас не будет в безопасности до тех пор, пока не окажемся в безопасности мы все.
— Что вы думаете о реформе ООН? Как сделать так, чтобы ООН и Генеральная Ассамблея оставались действенным инструментом международной политики в течение следующих 75 лет?
— Эта знаменательная годовщина дает нам уникальную возможность внимательно проанализировать то, что уже достигнуто, и использовать эти достижения для преодоления вызовов, с которыми ООН и международное сообщество сталкиваются в настоящее время.
Чтобы оставаться актуальными и соответствовать своему изначальному предназначению, международным институтам необходимо адаптироваться к новым условиям и не бояться реформ. Я поддерживаю идею реформирования ООН и выступаю за радикальные изменения в таких областях, как поддержание мира и безопасности на планете. Совместные действия будут способствовать сплочению «семьи» ООН и согласованной работе всех ее подразделений.
ООН по сей день остается единственной международной организацией с всеобщим членством, которая устанавливает нормы решения глобальных проблем на основе принципа многосторонности. Генеральная Ассамблея, в свою очередь, — единственный орган ООН, в котором все государства-члены имеют равный голос.
— Почему Вы выбрали темой вашего председательства положение уязвимых групп людей?
— Глобальные вызовы и кризисы больнее всего бьют по наиболее уязвимым людям и странам. Люди, которые нуждаются в помощи и поддержке, должны чувствовать, что о них не забывают в самом демократическом органе ООН. Я буду работать над тем, чтобы в ходе обсуждений на сессии Генеральной Ассамблеи были слышны голоса людей со всего мира.
— 2020 год — важный год в борьбе за права женщин. Мы отмечаем 25-ю годовщину Пекинской декларации и Платформы действий и 20-ю годовщину исторической резолюции Совета Безопасности ООН «О женщинах, мире и безопасности». Какие действия вы предпримете для расширения прав и возможностей женщин в мире?
— Факты свидетельствуют о том, что гендерное равенство способствует повышению уровня безопасности и процветанию в разных регионах планеты. К сожалению, женщины зачастую не имеют возможности получить достойную работу, добиться равной оплаты труда, получить качественное образование и адекватное медицинское обслуживание. Они страдают от насилия и дискриминации и часто остаются «за бортом» в процессе принятия важных политических и экономических решений. К сожалению, пандемия COVID-19 может нивелировать и те успехи, что были достигнуты за последние десятилетия в этой сфере. Мы не должны этого допустить.
Улучшение положения женщин делает наше общество более открытым и более продуктивным, и это идет на пользу всем. Как главный международный институт, устанавливающий социальные стандарты, Организация Объединенных Наций несет особую ответственность в этой сфере и обязана подавать пример другим.
При формировании своей собственной команды я уделял особое внимание соблюдению гендерного паритета: в ней сейчас женщин больше, чем мужчин, а в высшем руководстве сохраняется гендерный паритет. Я позабочусь о том, чтобы аналогичный подход применялся в нашей работе в области мира и безопасности, в сфере прав человека и устойчивого развития.
— Как Вы заинтересовались государственной службой? Что было для Вас основным мотивом?
— Как профессиональный дипломат и политик с почти полувековым опытом работы, я провел на государственной службе всю свою профессиональную жизнь. Я всегда гордился тем, что служу своей стране и своему народу.
Теперь я открываю в своей жизни новую и, надеюсь, не менее продуктивную главу: я буду служить всем государствам-членам ООН. Моя мотивация базируется на твердой убежденности в эффективности многовекторной дипломатии, а также на желании вносить вклад — пусть даже небольшой в контексте человеческой истории — в общее благополучие человечества. Я не мог бы вообразить лучшего места для достижения этой цели, чем Организация Объединенных Наций.