В Армению продолжают стекаться наемники из-за рубежа — куда смотрят власти этих стран?
Газета «Коммерсант» опубликовала примечательный материал. Это интервью с армянским боевиком, незаконно находящимся в настоящее время в зоне карабахского конфликта. Некто Ваган является гражданином России, осуществляющим незаконные действия с оружием в руках на территории другой страны, но этот факт не помешал изданию мило беседовать с боевиком, позволяя ему философствовать, распространять ложь и дезориентировать аудиторию «Ъ».
Как сообщает АЗЕРТАДЖ, Ваган, который прошел в составе незаконных бандформирований еще первую Карабахскую войну, оставил в России свой бизнес и семью и приехал снова в Карабах пострелять и удовлетворять жажду крови. Чем занимались так называемые «добровольцы» в ту войну, хорошо известно. На их руках гораздо больше невинной крови, чем на руках личного состава армянской армии. Кстати, рассказывая о своих «подвигах» в первую Карабахскую войну, боевик попросил журналиста отключить диктофон. Вполне логично — зачем документировать признание в совершении преступлений против человечности.
Сейчас, как следует из откровений Вагана журналисту, он собирается заниматься в Карабахе тем же самым. Правда, мирного азербайджанского населения для вырезания там нет, но есть азербайджанские солдаты, которых бандит называет «турецким спецназом». Самое интересное, что Ваган совершенно спокоен и уверен в своей безнаказанности. В принципе, его уверенность вполне обоснована — сотни армян-граждан России, совершавших преступления на территории Азербайджана в начале 90-х, остались безнаказанными. И Ваган, или как его там, рассчитывает, что ему и в этот раз все сойдет с рук.
«- Ваган, если вы собираетесь после войны вернуться в Россию, вы не опасаетесь, что у вас возникнут какие-то проблемы? У нас, например, есть уголовная статья «наемничество».
— Наемничество подразумевает получение денежных средств за участие в войне. А я никаких денег не получаю — наоборот, свои трачу. Под эту статью я не подпадаю никак».
А вот тут армянский боевик сильно ошибается. В статье 208 Уголовного кодекса РФ имеется пункт об участии граждан России в незаконных вооруженных формированиях на территории другой страны. Звучит этот пункт статьи так: «Участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом, а также участие на территории иностранного государства в вооруженном формировании, не предусмотренном законодательством данного государства, в целях, противоречащих интересам Российской Федерации, — наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет».
В случае с Ваганом и прочими россиянами армянской национальности, бандитствующими на территории Азербайджана, нет необходимости в статье о наемниках. Даже если эти лица бегают по карабахским горам с автоматом чисто из идейных соображений и совершенно бесплатно, они должны быть привлечены к уголовной ответственности. Вспомним, сколько уголовных дел было возбуждено в той же России против граждан, отправлявшихся воевать на Ближний Восток на стороне «ИГИЛ». Большинство из них делало это тоже из идейных соображений, но они все равно были объявлены вне закона. Чем же лучше армяне, в противовес законодательству своей страны отправляющиеся, как говорит Ваган, партизанить в Карабах, то есть осуществлять незаконные вооруженные действия против законных армейских подразделений суверенного государства Азербайджан? Армянские боевики ничем не отличаются от террористов «ИГИЛ», армянская сторона ведет в Карабахе такую же террористическую войну, представляя угрозу для всего региона.
В статье Уголовного кодекса, правда, для различных ваганов и вартапетов имеется маленькая отдушина, касающаяся противоречия их действий интересам Российской Федерации. Этот момент может стать индульгенцией для армянских боевиков, когда они, утолив жажду крови, вернутся к своим бизнесам в Россию. Тут уже вопрос встанет о том, будет ли российская сторона считать деяния своих граждан армянской национальности против Азербайджана соответствующими национальным интересам России. Что-то подсказывает, что нет. На дворе не 90-е, сегодня совершенно иной геополитический расклад, абсолютно другие отношения между Азербайджаном и Россией, а Армения уже списана. Так что вполне вероятно, что, несмотря на этот трогательный нюанс в статье Уголовного кодекса, после этой войны Вагану не удастся запросто вернуться к своему агробизнесу. Если ему вообще удастся куда-либо вернуться.
Армянские наемники, воюющие сегодня в составе незаконных вооруженных группировок в Карабахе, прибывают не только из России. Сотни боевиков прибыло с Ближнего Востока, есть перелетевшие океан ради кровопролития, и, конечно же, в этих рядах «братья по разуму», то есть армяне-граждане Франции.
Накануне по каналу France24 показали сюжет о французских наемниках-армянах, воюющих в Карабахе. На видео Сипан Мурадян и Сипан Короглян рассказывают о своих «подвигах». Мурадян, например из Альфорвиля департамента Валь-де-Марн. В отличие от российского Вагана, он не скрывается. В настоящее время этот наемник совместно с 15 «сослуживцами» из Франции, США и Палестины находятся в зоне Лачинского коридора. Мурадян говорит, что они не воюют, но всячески содействуют вооруженным силам Армении в военных операциях.
Примечательно, что видео простояло на YouTube недолго и было удалено. Еще бы — это компромат против и Франции, и Армении. В то время, как Ереван заявляет об отсутствии на его территории иностранных наемников (или добровольцев — как бы не называлось, суть одна), по французскому телевидению боевики из Франции рассказывают о своих «героических» деяниях на чужой войне. И возникает резонный вопрос — а что, собственно, граждане Франции делают в зоне военных действий, проходящих на территории Азербайджане? Не Франции, не любимой французскому сердцу Армении, а совершенно другой страны?
В соответствие с подписанным и Францией Дополнительным протоколом I от июня 1977 года к Женевским конвенциям, под понятие «наемник» подпадают следующие лица:
1) Наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного.
2) Наемник – это любое лицо, которое:
а) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
б) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;
в) принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функции, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
г) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
д) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
е) не направлено государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в личный состав его вооруженных сил.
В заключение отметим, что многочисленные преступления и нарушения международного и национального законодательства Азербайджана, допущенные Арменией, армянами-наемниками и «добровольцами» в этой войне, не пройдут для армянской стороны безболезненно. Иностранным гражданам, рассчитывающим после совершения преступлений на азербайджанских землях, вернуться в свои страны и продолжить спокойное существование, как это было после первой Карабахской войны, не стоит расслабляться. В этот раз все будет, как говорится, по-взрослому, за преступления придется отвечать. Во всяком случае, азербайджанская сторона рассчитывает на понимание и содействие дружественных и партнерских стран, граждане которых сегодня воюют в составе незаконных группировок против законных Вооруженных сил Азербайджана.
Еще раз подчеркнем — армянские террористы ничем не отличаются от террористов всех других конфигураций, с которыми в тех же России или Франции не особо церемонятся. Так же закон должен быть неумолим и к «шалостям» граждан этих стран любой национальности, незаконно участвующим в карабахской войне. Потому что эти лица своим появлением в зоне конфликта подставляют, прежде всего, свои страны и отношения их с Азербайджаном, где сейчас очень внимательно отслеживают все нюансы и тенденции.
Так что вопрос соответствия участия собеседника «Ъ» в войне за Карабах интересам России можно смело снимать с повестки.
www.rus.com.az