СМИ анонсировали трехстороннюю встречу в Москве с участием лидеров Азербайджана, Армении и России. Называется даже предварительная дата – 11 января. К чему она может привести, учитывая реваншистские лозунги, которые озвучивают участники акций протеста в Ереване?
Сегодняшний собеседник Media.Az — известный российский военный обозреватель, полковник запаса, служивший в Главном оперативном управлении Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации Михаил Ходаренок:
— Давайте я начну с реваншистских настроений в Армении. Слова могут быть любыми, политики часто допускают различные высказывания. Но военно-политические заявления должны подкрепляться военной силой. Если звучат утверждения (в Армении — ред.), которые не подкрепляются военной силой, то это не больше, чем слова. Это приводит только к возбуждению общественного мнения, не более того. Если кто-то собирается решить проблему военными средствами, то нужно, хотя бы располагать соответствующими инструментами. Это же азбучные истины. А если нет таких возможностей, то ничего не поменяется.
Теперь, что касается возможной встречи в Москве. Не исключаю, что будет обсуждаться какой-то, так скажем, статус Нагорного Карабаха. Но он будет определяться исключительно исходя из азербайджанских позиций. Азербайджан – победившая сторона в конфликте. У Баку есть и политическое, и военное преимущество. Стратегически позиция армянской стороны для меня не выглядит убедительной. Она не подкреплена ни экономическими, ни военными возможностями.
— Коснусь термина «статус» Нагорного Карабаха. По подписанному 10 ноября заявлению такого понятия нет. Карабах – это территория Азербайджана. О международно признанных границах Азербайджана говорил президент России Владимир Путин. Может, стоит использовать другой термин, не статус Карабаха, а его «обозначение» в составе Азербайджана?
— На самом деле так и есть, мы с вами говорим об одном и том же. Это международно признанная часть Азербайджана. И только Баку (нравится это кому-то или нет) будет определять обстановку на этой территории. Полагаю, что стратегическая позиция Президента Азербайджана Ильхама Алиева заключалась и заключается исключительно в безоговорочном восстановлении территориальной целостности Азербайджана. И никаких других вариантов просто нет. Время играет исключительно только на Азербайджан, чье экономическое и оборонное могущество будет только возрастать. А об Армении этого сказать нельзя.
— В последние недели некоторые армянские аналитики начали признавать, что армия Армении уничтожена, экономика в кризисе. Да, таких публикаций не очень много, но они есть. Говорят и об «идеальном шторме», в который попала Армения, и о потерях военной техники на миллиарды долларов. Означает ли это, что в Ереване возникает понимание масштабов военного поражения?
— Мое оценочное суждение: вряд ли большинство (армянского общества – ред.) понимает масштабы случившегося. Особо хочу подчеркнуть, что не выступаю ни за Азербайджан, ни за Армению. Я выступаю с объективной позиции. Но общая военно-стратегическая ситуация ведь не в пользу Армении, это очевидно. Чтобы (Армении — ред.) построить современную армию, нужны немалые средства, годы усилий. А Армения не располагает такими возможностями.
Есть еще вопрос союзников. Принято считать, что Москва – это союзник Еревана. Но ситуация не такая однозначная. Кремль заинтересован в хороших отношениях как с Азербайджаном, так и с Арменией. И поэтому принимать чью-то сторону, чего хотели в Армении, Россия не стала.
Rus.com.az