Возможно ли возрождение Минской группы ОБСЕ после ее провала в урегулировании карабахского конфликта
Вторая Карабахская война между Арменией и Азербайджаном; ее окончание при посредничестве России; начало миротворческой операции РФ; подъем Турции как региональной державы — все это продемонстрировало несостоятельность Минской группы, пишет The Jamestown Foundation.
Получив мандат Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) еще в 1992 году для посредничества в политическом урегулировании армяно-азербайджанского конфликта и наблюдения за многонациональной миротворческой операцией, Минская группа потеряла свой шанс после 2009 года, прозябала еще десять лет и в итоге оказалась отодвинутой на второй план из-за вышеупомянутых событий, которые она не предвидела и на которые не смогла повлиять. Отстраненность Минской группы в последние десять лет скрывала ее недостатки от общественности, но недавняя война и ее последствия сделали невозможным существование группы с ранее существовавшим мандатом, структурой и идеологией.
Москва обошла Минскую группу в 2020 году, повлияв на исход войны собственными действиями. Отстранение Вашингтона в 2009 году способствовало дальнейшему управлению и обходу Минской группы со стороны России. В ходе 44-дневной войны Вашингтон и Париж (оба ошеломленные непредвиденными событиями) отказались от беспристрастности, встав на сторону Армении, о чем открыто заявил Париж. И Вашингтон, и Париж приняли решение рассматривать войну через призму своих натянутых отношений с Турцией, тем самым действуя в ущерб Азербайджану и ставя под угрозу беспристрастность посредников.
В настоящее время западные сопредседатели Минской группы пытаются реанимировать площадку. Попытку предпринимает Париж, поддержанный Вашингтоном. Оба правительства надеются отыграть хотя бы часть утраченного влияния с помощью Минской группы, единственного пути, все еще открытого для них. Однако их доступ к данному каналу зависит и от Москвы, которая рассматривает предпринимаемую попытку с выжидательной точки зрения, имея достаточно времени и возможностей для игры. Армения охотно поддерживает инициативу Франции и США, Азербайджан демонстрирует скептицизм, рожденный опытом.
14 января заместитель министра иностранных дел России Андрей Руденко принял в Москве послов США и Франции — Джона Салливана и Пьера Леви. Он проинформировал их о телефонных разговорах президента России Владимира Путина с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном по поводу возможного продолжения работы в рамках Минской группы. Кажется, будто Вашингтон и Париж надеялись, что Россия окажет воздействие на Баку и Ереван с целью возобновить работу Минской группы.
25 января сопредседатели Минской группы из России, США и Франции встретились на уровне послов, планируя возможный визит в Баку и Ереван. Необычный и даже беспрецедентный факт: встреча прошла в Польше, без объяснения выбора места.
26–27 января госсекретарь по европейским вопросам МИД Франции Жан-Батист Лемуан посетил Баку и Ереван. На встрече с президентом Ильхамом Алиевым и министром иностранных дел Джейхуном Байрамовым французский чиновник практически принес извинения за громкую проармянскую позицию своего правительства во время Второй Карабахской войны: ”Французское правительство оказалось в сложной ситуации во время войны, — пояснил Лемуан. — Правда, возникло недоразумение, но нам нужно смотреть в будущее”. Лемуан представил проект строительства железной дороги от имени французской компании Alstom. Дипломат демонстративно воздержался от упоминания вопроса о «политическом статусе» Нагорного Карабаха, на котором настаивает Армения, но который исключает Азербайджан. В Ереване Лемуан явно не поддержал призывы Пашиняна и министра иностранных дел Ара Айвазяна поговорить о «политическом статусе».