В российском издании «Аргументы и Факты» вышел материал под заголовком «Россия, прости! Ты нас не бросишь? Армяне уже не хотят дружить с Западом», посвященный царящим в Ереване настроениям и ожиданиям от России. Корреспондент «АиФ» Георгий Зотов поделился впечатлениями от многочисленных бесед с предположительно очнувшимися от «прозападного угара» жителями армянской столицы. Было ли произошедшее с ними помутнением разума или симптомом долгой и продолжительной болезни? Размышления о последних метаморфозах в общественном сознании Армении читайте в материале Михаила Беляева.
Карабах за бутылку коньяка и «кидалы» c Запада
«Вы, конечно, можете надо мной смеяться… но я правда думал, что Соединенные Штаты за нас заступятся, — разводит руками 70-летний учитель литературы Тамраз Арутюнян. — Они вроде гневались, что Турция поддерживает Азербайджан, осуждали ее. Я даже с соседом поспорил на бутылку коньяка, что американцы высадят в Карабахе войска… и проиграл. Извините, я старый человек, поддаюсь пропаганде… мне казалось, на Западе за нас переживают», — цитирует пожилого армянина Георгий Зотов. А молодой программист Эдуард Гарегян жалуется журналисту, что американцы и европейцы «кинули армян, как мальчиков». Буквально все опрошенные сетуют на Запад, ведь он самоустранился от какого-либо участия в ходе обострения конфликта в Нагорном Карабахе, наблюдая за тем, как азербайджанская армия рвет на части армянские войска, «словно в зоопарке».
Сказка о «сером волке»
Материал «АиФ» богат на почерпнутые из уличных бесед яркие аллегории. Опрошенные изданием граждане Армении то называют Турцию «раковой опухолью», то приравнивают турок к волкам, которые только и выжидают подходящего момента, чтобы накинуться на армян, да так, что их кости должны «хрустеть на зубах». Армения оказалась зажатой, как «орех в клещах»: с одной стороны турецкая армия, с другой — азербайджанская. Правда, ереванцы не упоминают, что турецкие ВС ни в первой, ни в последней карабахской войнах участия не принимали, а армяно-турецкая граница надежно охраняется российскими пограничниками.
Попытки представить именно Турцию, но никак не собственную армию и далеко не самую конструктивную политику последних десятилетий, виновницей поражения Армении в Карабахе — устоявшийся тренд на армянском информационном поле. Никол Пашинян еще во время войны в своих интервью западным СМИ заявлял, что Армения — последний христианский бастион на пути к «неоосманской экспансии эрдогановской Турции» в Европу. Вероятно, говорил Пашинян все же образно, ведь географически Армения никак не разделяет Турцию и Европу. Для российской же аудитории армянские бойцы информационного фронта делают акцент на наличии у Турции и Азербайджана неких планов по созданию мифического «Великого Турана». Здесь, впрочем, армянская сторона несколько переусердствовала с дозой пропаганды. В итоге глава МИД РФ Сергей Лавров на одной из пресс-конференций прямо заявил, что не считает, что Турция преследует цель создания «Великого Турана», и не думает, что страны, которые были частью СССР, могли бы поддержать такую идею.
Ни Карабаха, ни Восточной Турции
Впрочем, по части развенчания мифов о «великих державах прошлого» не выполнила домашнее задание и сама Армения. В далеком 2011 году, отвечая на вопрос студента о том, какие границы будет иметь Армения и «будет ли возвращена Западная Армения и гора Арарат», тогдашний президент Армении Серж Саргсян ответил: «Все зависит от твоего поколения. Мое поколение, думаю, выполнило возложенную на него обязанность, когда в начале 1990-х годов было необходимо защитить от врага часть нашей родины — Нагорный Карабах — и мы смогли сделать это…»
С тех пор прошло десять лет, и сегодня Армения на высшем уровне претендует на реанимацию Севрского договора 1920 года. По этому договору, никогда не вступавшему в силу и не ратифицированному сторонами, Турция (согласно предложению президента США Вудро Вильсона) должна была передать Армении территорию площадью более 100 тысяч кв. км. В прошлом году в связи со 100-летием Севрского договора в Ереване даже провели научную конференцию, на которой выступил премьер Никол Пашинян, заявивший, что договор устанавливал «не только мир, но и справедливость в Передней Азии». Президент Армении Армен Саркисян пошел еще дальше, назвав Севрский договор «законным международным де-факто действующим документом».
Продуктивность этой линии поведения оценить довольно просто — «Западную Армению и гору Арарат» задыхающаяся в экономической блокаде Армения у хорошо вооруженной 80-миллионной Турции не отвоевала, а вот контроль над Карабахом в результате войны с Азербайджаном потеряла, вместе с тысячами солдат и вооружением на миллиарды долларов.
Понять и простить?
Выход теперь у Армении, как следует из ответов опрошенных «АиФ» армян, один — отказ от заигрываний с Западом и углубленная интеграция с Россией, вплоть до потери и без того усеченного суверенитета и вступления в состав Российской Федерации. «Если бы мы в 1920 году не вошли в состав России, армян уничтожили бы турки. Единственный период в истории, когда армяне жили без резни — это в составе СССР!», — говорит житель Еревана Арам Гугарян.
По мнению тех, кто сейчас собирается на проспекте Баграмяна, Москве, выражаясь словами известного российского комика армянского происхождения Миши Галустяна, следует «понять и простить» маленькую, разгромленную Армению — пусть и с неадекватными ее габаритам и ресурсам амбициями.
Произойдет ли армянский катарсис?
Разговоры о России в роли спасительницы заблудшей, но покаявшейся Армении, сошедшей с пути истины (читай — с пророссийского пути) в силу незрелости государственного мышления и коварных происков вездесущего Джорджа Сороса, вероятно, растрогают кого-то из читателей. Но реальная политика, последовательным сторонником которой является Кремль, не знает эмоционального измерения. У Москвы есть серьезные вопросы к Еревану по поводу деятельности террористических и русофобских партий вроде «Сасна Црер», беспрепятственно устраивающих многолюдные факельные шествия в центре Еревана. Не снят вопрос о героизации нацистских преступников в лице Гарегина Нжде. Питаемые цехакронизмом идеологические скрепы Республики Армения, которые были внедрены в общество еще при власти Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна, а позднее поддержаны Николом Пашиняном, по умолчанию несовместимы с армяно-российскими союзническими отношениями.
Накопились у российской стороны вопросы и по поводу активной роли армянской диаспоры Запада в управлении государством Армения, в то время как лоббисты этих же самых диаспоральных организаций параллельно ведут деятельность антироссийской направленности. Достаточно ознакомиться с деятельностью конгрессменов, работающих на Армянский национальный конгресс Америки. Расстраивает также, что в армянском МИД не обмолвились и словом по поводу антироссийских высказываний посла Армении в Нидерландах Тиграна Балаяна, поддержавшего введение санкций против РФ из-за дела Алексея Навального. Напомним, в интервью голландскому изданию Weekblad Elseveir Балаян сослался на антироссийские «санкции Навального» как на достойный примера прецедент, вместо того, чтобы осудить их несправедливость и необоснованность.
Насколько искренней является исповедь уличных респондентов из Еревана, покажет то, будут ли армянским обществом предприняты реальные усилия по пересмотру импортированной с Запада националистической идеологии, в ДНК которой одновременно встроены антироссийский и антитурецкий гены. Где была раньше благодарность в адрес России, и появилась бы она, не потеряй Армения контроль над Нагорным Карабахом — регионом, который, как отмечал президент Владимир Путин, принадлежит Азербайджану.
В православии при сознательном утаивании грехов или отсутствии искреннего раскаяния перед Богом таинство исповеди не совершается. Искренне ли сегодняшнее покаяние Армении, или же оно вызвано латентным реваншизмом и мечтами о новом кровопролитии в Нагорном Карабахе — лучше видно из высоких башен Кремля. Чего пока не наблюдается, так это активных действий Еревана по восстановлению региональной стабильности, доверия и многосторонней кооперации по итогам трехстороннего заявления от 10 ноября 2020 года.
Источник: «Вестник Кавказа»
Rus.com.az