Американо-китайские отношения беспокоят экспертов давно. Программная статья Хиллари Клинтон, опубликованная в журнале Foreign Policy в то время, когда она была госсекретарем в администрации Барака Обамы, рассматривалась как важное заявление о новой политике «поворота на Восток». Позднее эта политика США стала называться «ребалансировка», но вскоре после инаугурации Дональд Трамп нашел новый термин для обозначения соперничества между странами, а именно «торговая война». В последние дни стало очевидно, что подход администрации Джо Байдена к КНР останется таким же жестким, как и при Трампе.
Как отмечает турецкая «Сабах«, на прошлой неделе Байден собрал первый в истории саммит Четырехстороннего диалога по безопасности, в котором по видеосвязи приняли участие лидеры США, Индии, Японии и Австралии. Хотя в совместном заявлении Китай не упоминался, встреча на высоком уровне была истолкована как готовность администрации Байдена переключиться на Азию и противостоять Китаю.
Сразу после саммита во время своей первой поездки за рубеж на занимаемых должностях госсекретарь США Энтони Блинкен и министр обороны Ллойд Остин посетили Японию и провели встречи со своими коллегами в Токио. Совместное заявление, опубликованное по итогам двухдневного визита, было довольно необычным. В отличие от предыдущих совместных заявлений, принятых на заседаниях Консультативного комитета по безопасности США и Японии, в этом было множество упоминаний Китая.
В заявлении указано, что политика Китая представляет собой политические, экономические, военные и технологические вызовы альянсу США и Японии. Региональная политика КНР, в том числе по Южно-Китайскому морю, Восточно-Китайскому морю, гонконгскому и уйгурскому вопросам, подверглась критике.
После переговоров в Токио делегация США отправилась в Сеул, где провела встречи с южнокорейскими коллегами. Совместное заявление по итогам визита содержало множество заверений в прочности альянса и партнерских отношений между двумя странами. На этот раз, уже без упоминания Китая, в заявлении подчеркивается, что США и Республика Корея выступают против «любых усилий, направленных на дестабилизацию международного порядка, основанного на правилах».
Напряженный график азиатского турне высокопоставленных дипломатов и сотрудников органов национальной безопасности США на этом не закончился. Вслед за Южной Кореей Ллойд Остин отправился в трехдневную поездку в Индию, а Блинкен уехал на Аляску, чтобы встретиться там с главой МИД Китая. На первые переговоры на высоком уровне с Китаем в Анкоридже прибыл также помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан. Публичный обмен жесткими заявлениями между официальными лицами США и Китая перед началом переговоров уже продемонстрировал степень напряженности между двумя странами.
После этих встреч в Вашингтоне пройдут более обстоятельные дискуссии о возможностях и трудностях, с которыми США сталкиваются в Азии. Переговоры продолжатся на высшем уровне. На прошлой неделе стало известно, что премьер-министр Японии Есихидэ Суга станет первым иностранным лидером, с которым Байден встретится в своей официальной резиденции.
После этого будет интересно увидеть, какие шаги предпримут США в рамках своей новой стратегии по Азии. Особенный интерес у наблюдателей в Вашингтоне и союзников США в регионе вызывает вопрос: приведут ли чрезмерные амбиции в отношении Азиатско-Тихоокеанского региона к серьезным изменениям в политике Вашингтона или нет. Вероятно, истинные масштабы этих перемен в политике станут заметными в ближайшие несколько месяцев.