В Европе объявили о начале третьей волны пандемии в странах ЕС и призвали ускорить вакцинацию. Стало очевидно, что многие развитые страны не справились с COVID-19.
Ведущие международные аналитические центры обсуждают проблему. К примеру, как отмечается в статье на сайте дискуссионного клуба «Валдай», кризис COVID-19 стал самым большим потрясением для мировой экономики со времен глобального финансового кризиса 2008–2009 годов, возможно, даже со времен Великой депрессии начала 1930-х годов.
По мнению председателя Global Governance Forum Аугусто Лопес-Клароса, возможно, теперь национальную безопасность нужно будет рассматривать с точки зрения благополучия людей, способности правительств обеспечить хорошую подготовку инфраструктуры здравоохранения, чистоту окружающей среды, сеть социальной защиты и ресурсы для продолжения образования детей и молодежи, которым предстоит жить в условиях более сложного мира и экономики.
При этом в Азербайджане ситуация с коронавирусом, несмотря на очередную волну увеличения числа заболевших, лучше, чем в большинстве стран мира, что признают и азербайджанские, и международные эксперты.
Первый проректор российской Высшей школы организации и управления здравоохранением, кандидат экономических наук Николай Прохоренко в беседе с Caliber.Az отметил, что по совокупности факторов эта пандемия оказалась более серьезной угрозой, чем то, что происходило на протяжении последних десятилетий:
— Нынешнюю пандемию вряд ли случайно сравнивают с «испанкой» (эпидемия испанского гриппа длилась с 1918 до 1920 года прошлого века — ред.). Тогда несколько десятков миллионов человек погибли, точных цифр нет. С тех пор подобной пандемии у нас не было.
Давайте сравним готовность мира к «испанке» и ковиду, учитывая научное развитие, общественные отношения, ресурсы. Если бы пандемия ковида случилась 100 лет назад, то число жертв, вероятно, было бы не меньше, а скорее больше, чем от испанского гриппа. Так что все человечество сейчас столкнулось с серьезным вызовом.
На мой взгляд, есть еще один важный аспект. Пандемия показала, что наше общество, страны, считающиеся развитыми, все-таки не готовы противостоять подобного рода угрозам.
— В США, странах Европы, есть нехватка вакцин, где-то даже панические настроения. И при этом есть государства, где оказались лучше подготовленными к пандемии. Учитывается проблема, принимаются меры, порой не очень популярные, но нет паники. В Азербайджане, к примеру, заранее законтрактовали вакцину от COVID-19 в Китае, не ожидая помощи со стороны. Это связано с устройством системы здравоохранения?
— Отличия систем здравоохранения и то, как они повлияли на ситуацию в разных странах мы, наверное, сможем проанализировать позже. Сейчас просто сравнивать по системам здравоохранения достаточно сложно.
Если бы смертность и потери от ковида измерялись только готовностью медицинской сферы, то было бы гораздо проще. На самом деле все измеряется уровнем зараженности. А последствия от ковида видны в статистике избыточной смертности в 2020 году по сравнению с трендом 2019 года.
В Азербайджане этот показатель не очень высок, около 10%. Это говорит о том, что в вашей стране ситуация лучше, чем в других государствах. Да, при этом есть страны, которые вообще не показали избыточной смертности — это Дания, Финляндия, Южная Корея и некоторые другие.
Впрочем, все зависит от того, как измерять (отметим, что статистику по избыточной смертности обнародовали израильский ученый Ариэль Карлински из Еврейского университета в Иерусалиме и Дмитрий Кобак, специалист по анализу данных из университета Тюбингена — ред.).
Хочу сказать, что эпидемия не распространяется по земле по каким-то правилам: день и ночь, темно и светло. Нет, все не так. Она вспыхивает очагами. Это зависит от многих причин (связей между странами, плотности населения, традиций народов). Об итогах пандемии мы сможем говорить только года через два.
— Кстати, а кто в «лидерах» по избыточной смертности? Насколько я знаю, в России этот показатель составляет 20%…
— К сожалению, это так, Россия — один из «лидеров» (от 18 до 20%). Среди других, где превышение смертности выше, чем в РФ — от 20% до 81% — Перу, Боливия, Эквадор, Мексика, Южная Африка, Казахстан, Сан-Марино и другие.
В Великобритании избыточная смертность составляет 17%, в США — 15%. А вот Новая Зеландия, Австралия, Япония вообще показали уменьшение общей смертности.
— Но с чем все-таки связаны панические настроения, которые возникают у людей в некоторых странах?
— На этот вопрос вы, как журналист, можете ответить лучше, чем я. Все зависит от подачи информации. Есть объективно происходящие события, а также события, которые в СМИ освещаются широко. Это большая разница.
Отдельный момент — ощущение защищенности. В тех странах, где вводились и вводятся меры по защите граждан в период локдауна, карантинных мер, оказывалась помощь предпринимателям, тем отраслям экономики, которые пострадали больше всего. Паники практически не было.
Следующий фактор — наличие или отсутствие вакцины, которая на данный момент является единственным явным способом защиты от болезни.
Вакцинный ажиотаж добавил паники. Есть люди, которые хотят привиться, но не могут, ведь вакцин в мире не хватает. Или нет той, которой кто-то хочет привиться.
Rus.com.az