После появления информации о том, что Баку, Москва и Ереван могут создать комиссию для делимитации границы между Арменией и Азербайджаном, которую, кстати, подтвердил и.о. премьер-министра Никол Пашинян, в Армении практически в режиме нон-стоп стали проходить акции протеста оппозиции.
Была даже сделана попытка лишить правительство права подписывать какие-либо соглашения с Азербайджаном, но в парламенте эта инициатива оппозиции не прошла.
Блок «Армения», который возглавил экс-президент Роберт Кочарян, призвал правительство прекратить полномочия Никола Пашиняна на посту премьер-министра: «Подписание им за спиной народа очередного антигосударственного документа не может быть легитимным», — говорится в заявлении блока.
В Армении много говорят о том, что признание границ Азербайджана означает признание Карабаха частью Азербайджана. А радикально настроенная часть армянского общества этого не хочет.
Между тем демаркация и делимитация границ приведет к разблокированию экономических и транспортных связей. И, как заявил председатель правительства России Михаил Мишустин, создаст новые инфраструктурные маршруты, что отвечает интересам всех государств Южного Кавказа.
Ситуацию для Caliber.Az прокомментировал российский политолог, шеф-редактор аналитического проекта СОНАР-2050 Семен Уралов:
— Политический кризис в Армении не прекращается, это продолжение все тех же магистральных процессов, которые ярко проявились в ходе войны в прошлом году. В Армении не могли даже определиться, кто главнокомандующий, есть ли он вообще. Это все углубило кризис.
То, что сейчас происходит в Армении, в армянском парламенте — это попытка перевести кризис с улиц во внутриполитические элиты.
Логика Никола Пашиняна понятна. Ему надо если и не выигрывать выборы, то, по крайней мере, получить мощную силу, которая обладала бы блокирующим пакетом.
Иначе его судьба может быть крайне прискорбной. С ним могут сделать что угодно, объявить козлом отпущения, посадить.
И.о. премьера Армении надо повышать ставки, что он и делает. С тактической точки зрения он поступает правильно. Но стратегические интересы Армении, заключающиеся в восстановлении государственности, конечно же, страдают. При этом все это вписывается в логику внешних сил, которые приводили Пашиняна к власти: «Чем хуже, тем лучше».
— Вы считаете, что в нынешнем нагнетаемом обострении вокруг демаркации границ заинтересован как раз Никол Пашинян, а не оппозиционные силы?
— В нынешнем обострении заинтересованы все силы в Армении. Пашинян хочет удержать власть, он пошел на досрочные выборы, ему нужно демонстрировать активную позицию.
Любой конфликт власти и оппозиции — это зарабатывание очков. И обе стороны используют радикализацию. Это, повторюсь, тактические задачи, связанные с выборами.
Но стратегически все происходящее вредит армянскому государству.
— В Армении новая волна протестов, вызванная тем, что соглашение с Азербайджаном по границам будет означать окончательный отказ Еревана от претензий на Карабах…
— А разве Армения ранее признавала Карабах? Чтобы от чего-то отказаться, необходимо прежде этим обладать или признавать. Карабах ни в нынешнем, ни в прошлом своем состоянии не был признан Ереваном. Так что еще раз повторюсь, как можно отказаться от того, что ты не признал?
— А что Вы думаете о возможности отказа Армении от всех трехсторонних договоренностей, об этом говорят различные армянские оппозиционные политические силы?
— Оппозиция в Армении, даже если она победит — это очень широкое понятие. Пост премьер-министра займет какая-то конкретная личность.
Если этот человек будет идти по пути эскалации и зарабатывать политические очки, то могут последовать разного рода заявления. Но гарантом стабильности в регионе является Россия, Ереван может рассчитывать только на Москву. Армянское лобби в США, во Франции и других странах не смогло ничего сделать.
Так что армянской стороне придется прислушиваться к Москве. А Россия заняла четкую позицию, направленную на урегулирование конфликта. На прямой конфликт с Москвой Ереван не пойдет.
Rus.com.az