В Москве прошел Международный круглый стол «Сотрудничество России, Азербайджана и Ирана на Каспии. Промышленная кооперация и транзитный потенциал»
Сегодня в Москве состоялся Международный круглый стол «Сотрудничество России, Азербайджана и Ирана на Каспии. Промышленная кооперация и транзитный потенциал», организованный политологическим центром «Север-Юг» совместно с Центром международной политики и безопасности Baku Network.
Модераторами круглого стола выступили исполнительный директор политологического центра «Север-Юг» Анжелика Трапезникова и директор Центра международной политики и безопасностиBaku Network Гюльнара Мамедзаде.
В ходе работы круглого стола были рассмотрены такие вопросы, как развитие промышленных парков и свободные экономические зоны в портах; Международный транспортный коридор «Север-Юг» по обоим – железнодорожному и автомобильному – маршрутам; общие возможности расширения пропускной способности и увеличения грузопотока между государствами; развитие пароходств России, Азербайджана и Ирана; развитие кооперационных проектов в динамике интеграции государств региона и задачи дальнейшей региональной интеграции.
Особым гостем круглого стола стал посол Ирана в России Казем Джалали. Как передает корреспондент «Вестника Кавказа», в своем выступлении Джалали подчеркнул, что Иран по-прежнему привержен реализации проекта «Север-Юг», для чего требуется завершить строительство железной дороги «Решт-Астара». «Мы уже сделали пробную перевозку по маршруту», — сообщил он.
Казем Джалали подчеркнул, что Иран готов в целом развивать железнодорожное сообщение с Азербайджаном и Россией. Также республика поддерживает использование комбинированных маршрутов грузоперевозок «железная дорога + морской путь». «Мы готовы работать с Россией по морскому транспортному флоту. Нам нужны суда, которые могли бы перевозить наши вагоны. Мы укрепляем свой флот», — рассказал посол Ирана в России.
Также он обратил внимание, что в скором времени Иран откроет автомобильное сообщение с Азербайджаном и РФ. «Это позволит развивать автомобильные грузоперевозки. Нам необходимо координировать все возможности для экономического сотрудничества, в данном случае – согласовать все вопросы, чтобы не было простоя грузовиков на границах», — призвал Казем Джалали.
Заместитель гендиректора Бюро коммерциализации и связей с ассоциациями Министерства дорожного и городского развития Ирана Хамед Реза Хэйдэри также подчеркнул, что Тегеран «добьется строительства коридора «Север-Юг», добавив, что локомотивами проекта являются Иран, Россия и Азербайджан. «Мы работаем над прокладкой железнодорожных и автомобильных путей между нашими странами. Также нам нужно работать над на цифровой составляющей транспортных проектов», — призвал он.
Экс-посол Ирана в Турции, эксперт «Валдайского клуба» Алиреза Бикдели посвятил свое выступление открытию коммуникаций в регионе Закавказья, вводу в эксплуатацию участка железной дороги в рамках международного транспортного коридора «Север-Юг», а также запуску Зангезурского коридора, который значительно расширит экономическую кооперацию не только между Ираном и Азербайджаном, но и в рамках треугольника Россия-Азербайджан-Иран, а также в формате «3+3».
Алиреза Бикдели подчеркнул, что страны «каспийской пятерки» вынуждены сотрудничать – взаимодействие между ними является их общим интересом. «Нам необходимо заниматься этим для преодоления возникающих перед нами препятствий. Естественно, при этом нужно использовать все существующие возможности цифровых технологий», — сказал он.
Дипломат напомнил, что ранее Иран имел железнодорожную связь с Азербайджаном и Россией, но затем, с распадом СССР и началом Карабахской войны эта связь была утрачена. «Из-за войны была потеряна железнодорожная связь между Джульфой и Нахчываном. Иран крайне заинтересован в восстановлении этой связи. При открытии границ Армении Турция также сможет восстановить маршрут в Гюмри. Мы будем делать все, что этот транспортный коридор начал работать вновь», — заверил Алиреза Бикдели.
Профессор Университета имени Алламе Табатабаи Мандана Тишехьяр рассказала о пользе запуска Международного транспортного коридора «Север-Юг», а также о создании социального капитала в рамках предпосылок экономической интеграции.
Директор института стратегических исследований Ближнего Востока в Тегеране Кайхан Барзегар детально рассмотрел значение проекта «Север-Юг» для региональной безопасности и экономической интеграции.
Доцент факультета Мировых исследований департамента русских исследований Тегеранского университета Джахангир Карами, в свою очередь, обратил внимание, что международная кооперация основывается не на одной лишь экономике. «Коридор «Север- Юг» – это еще и гарантия безопасности региона», — пояснил он.
По словам Карами, более чем 20-летний путь к реализации проекта МТК «Север-Юг» имеет несколько причин. Первая среди них – это инфраструктурные ограничения, так как страны традиционно занимались морской торговлей по Каспию, а «Север-Юг» предложил совершенно новый, сухопутный маршрут. Вторая – нет движущего стержня проекта.
«В проекте «Шелкового пути» таким стержнем был Китай. В нашем же случае нет страны, которая готова была бы финансировать этот проект на уровне Китая», — пояснил Джахангир Карами, добавив затем, что стержнем должны быть три страны-участницы проекта – Иран, Россия и Азербайджан.
Третьей причиной он назвал большое число государств, участвующих в проекте, четвертой – политические проблемы между этими странами, пятой – наличие конкурирующих с «Север-Югом» транспортных проектов. «Тем не менее, нам надо использовать все возможности Кавказа и Каспийского моря. «Север-Юг» должен стать мостом между Европой и Азией», — призвал эксперт.
Тегеранский политолог Рухолла Модаббер в своем выступлении указал, что у Ирана, России и Азербайджана общая культура и общая история. «У нас прекрасные отношения: иранцы думают от азербайджанцах, азербайджанцы думают об иранцах – у нас семья. И у нас важное совместное будущее, в наших руках построить сотрудничество в будущем вместе», — сказал он.
«Я думаю, что Иран, Россию и Азербайджан ждет блестящее будущее в плане регионального сотрудничества. Россия очень важна для Ирана. У нас есть экономические и культурные связи, мы должны развивать наше сотрудничество, развивать отношения между нашими элитами и между нашими народами», — призвал Модаббер, добавив, что Иран рассматривает «Север-Юг» как замену Суэцкому каналу и другим межрегиональным маршрутам грузоперевозок.