Маншет Политика

Брюссельская точка над «i» Ильхама Алиева, или Армения перед старыми граблями

Состоявшийся в первой половине этой недели визит Президента Азербайджана Ильхама Алиева в Брюссель, который был широко освещён АЗЕРТАДЖ, стал поистине историческим. И дело не только в насыщенности программы и качественном содержании проведенных им встреч, каждая из которых в отдельности, безусловно, имела своё особое значение. В Историю нынешний визит вошёл, в первую очередь, по резонансному ответу главы Азербайджанского государства на вопрос корреспондента «Радио Свобода» Рикарда Жозвиака во время выступления перед журналистами по итогам встречи Президента с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом в штаб-квартире Североатлантического альянса. И резонанс ответ президента произвёл как в азербайджанском обществе, так и во всём регионе, и, в первую очередь — в соседней Армении.

Касаясь правового режима Зангезурского коридора, Ильхам Алиев, в частности, сказал, что «он должен быть таким же, как и в Лачинском коридоре, потому что в трехстороннем заявлении открыто говорится о том, что Азербайджан обеспечивает безопасность и беспрепятственное сообщение между Карабахом и Арменией, а Армения должна обеспечить такое же беспрепятственное сообщение и безопасность между Азербайджаном и Нахчыванской Автономной Республикой. Таким образом, сегодня в Лачинском коридоре нет таможни. Поэтому ее не должно быть и в Зангезурском коридоре. Если Армения будет настаивать на использовании своих таможенных структур для контроля за грузами и людьми, то мы будем настаивать на том же в Лачинском коридоре. Это логично, и решение должна принять армянская сторона. Мы согласны на оба варианта: либо ни в одном из коридоров не должно быть таможни, либо она должна быть в обоих коридорах».

Ответ Президента Ильхама Алиева стал сенсацией недели в первую очередь потому, что он внёс ясность в позицию Азербайджана в данном вопросе, которая была впервые публично обозначена, причем в предельно ясной и недвусмысленной форме. Тем самым, были расставлены последние точки над «i» и сужено поле для дальнейших спекуляций вокруг вопроса, каким будет или должен быть Зангезурский транзит.

Чтобы яснее понять все перипетии данной темы, необходимо вспомнить последние аккорды 44-дневной Отечественной войны 2020-го года. Как мы помним, новость о капитуляции Армении и подписании ею трехстороннего заявления азербайджанский воин-освободитель встретил, твёрдо стоя на Лачинском шоссе и перекрыв дорогу из Гёруса в Ханкенди. По условиям подписанного документа, стороны оставались на своих позициях. Стало быть, и Лачинского коридора, по которому армяне в наши дни свободно, как ни в чем не бывало, перемещаются между Арменией и зоной ответственности российского миротворческого контингента, временно дислоцированного в Карабахском экономическом регионе Азербайджанской Республики, не должно было сегодня быть. По определению, согласно букве и духу пункта 1 подписанного заявления!

Однако же, он был Азербайджаном, отведшим свои войска от дороги, как говорят на языке дипломатии, «любезно предоставлен», но сделано это было не как нечто «само собой разумеющееся» и воспринимающееся как должное, а в обмен на открытие такой же беспрепятственной сухопутной связи между материковой (или, как иногда говорят, «материнской») частью Азербайджанской Республики и Нахчыванской Автономной Республикой по территории Западного Зангезура, когда-то подаренного большевиками созданной на этих землях Армении. И Лачинский коридор ни на секунду не должен был восприниматься и не считался «односторонней уступкой» победившего (!) Азербайджана в пользу разгромленной (!) Армении, а, скорее, первым шагом перед ответным в будущем открытием Арменией аналогичного по своему характеру сухопутного сообщения между двумя географически разделенными частями единого Азербайджана. И единственная причина, по которой ресипрокальность не произошла немедленно, заключалась в том, что в результате армянского варварства на всём протяжении от Горадиза до Ордубада прекратило своё существование построенное еще в советское время железнодорожное полотно — рельсы были просто тупо разобраны и проданы на металлолом! Конечно, можно было бы позаимствовать у армян их упрямство и отказаться уходить с Лачинской дороги до тех пор, пока не восстановится симметричное сообщение по мегринскому участку. Но разве когда-нибудь Азербайджан скупился на гуманизм и добрую волю?

Доблестный Азербайджанский воин ушел с Лачинской дороги, к которой он незадолго до этого вышел ценой пролитой им крови и на которой к моменту капитуляции Армении он твёрдо стоял. И отдавая приказ об отходе, Верховный главнокомандующий руководствовался надеждой и уверенностью, что Армения также останется верной взятым на себя при капитуляции обязательствам, в частности, обозначенным в пункте 9 трехстороннего заявления от 10 ноября 2020 года.

Однако, не успели высохнуть чернила на поставленных под документом трёх подписях, как тут же начались первые армянские жульничества. Сперва Ереван вопреки пункту 4, в котором он обязывался вывести свои вооруженные формирования из Карабаха, почему-то направил в Азербайджан новую группу военнослужащих, вынудив, тем самым, азербайджанское командование провести антидиверсионную операцию. Затем он почему-то обвинил Баку «в нарушении трехстороннего заявления» по той части, в которой стороны обязывались оставаться на своих позициях, забыв, очевидно, что выдвижение азербайджанского спецназа навстречу нежданным и незванным «гостям» из Ширакской области Армении было легитимной и безотлагательной реакцией на засылку армянскими горе-генералами той диверсионной группы, и уж совершенно не вспомнив при этом, что сразу после войны Азербайджан не стал задерживаться на занятых позициях (хотя и мог), а отвел свои силы подальше от Лачинской автомобильной трассы. Еще некоторое время спустя Ереван дал старт новой истерии, обвинив Баку в удерживании… «военнопленных», не внимая аргументам, что согласно международным конвенциям, военнопленные, вообще-то, бывают во время войны, но не после ее окончания. И, наконец, апофеозом армянского плутовства стал отказ открывать коридор, аналогичный тому, который Армения получила для связи с этническими сородичами на территории Карабахского экономического региона Азербайджана. И здесь уже в ход были пущены, ну, совершенно абсурдные аргументы. Видите ли, в девятом пункте трехстороннего заявления… «нет слова коридор», а посему Зангезурский и Лачинский транзиты — это как бы «не одно и то же», и Армения теперь «имеет право» устанавливать свои паспортно-таможенные КПП на въезде и выезде.

Господи! Хоть есть в девятом пункте слово «коридор», хоть нет там этого слова, да разве это важно?! Разве недостаточно одного слова «беспрепятственное» [сообщение], чтобы понять, что любой пост — таможенного, паспортно-контрольного, фито-санитарного или любого другого контроля — это и есть «препятствие», которое уж никак не гармонирует со словами «беспрепятственное сообщение»! То есть, армянские эксперты, как, собственно, и высшее политическое руководство страны, закрыли глаза на слово «беспрепятственное» и ухватились за… отсутствие в этом пункте слова «коридор». Как будто наличие или отсутствие слова «коридор» что-то кардинально меняет.

Было наспех придумано и скоропалительно введено в оборот новое «чудо» армянской политологической мысли — фраза «коридорная логика», которая, по мнению их авторов, предполагает отсутствие всякого вида досмотра и контроля, как на Лачинской дороге. И, поскольку, слово «коридор» присутствует в пункте заявления, касающегося Лачина, и отсутствует в пункте, где говорится о связи между западными районами Азербайджана и Нахчыванской Автономной Республикой, то, стало быть, «ура», дело в шляпе — коридору в Зангезуре «не быть», а таможенным и прочим постам там «быть»!

В таком случае возникают несколько любопытных вопросов.

Первый: Если всё обстоит на самом деле так, как пытаются убедить нас «великие умы» в Армении, то, позвольте поинтересоваться, в какой энциклопедии или международной конвенции содержится определение слова «коридор», соответствующее армянскому пониманию и интерпретации данного термина? Ну, хотя бы одну ссылку дайте! С чего вы взяли, что коридор — это обязательно бестаможенность, бесконтрольность и, вообще, «гуляй ветер»? Ну и что с того, что в трехстороннем заявлении говорится о Лачинском коридоре! Азербайджан имеет полное право на установку своих КПП на этой дороге, тем более, что в Ереване так любят ссылаться на вырванные из контекста слова вице-премьера РФ Алексея Оверчука о сохранении государствами суверенитета над всеми дорогами (хотя, ясно, что он имел в виду всю систему коммуникаций, а не отдельно взятый Зангезурский сегмент). Всё! Значит Баку имеет право на установку своих постов на въезде в Лачинский район, тем более, что в теории международных отношений отсутствует определение термина «коридор» и он не исключает наличие постов, в частности, на Лачинском коридоре.

Второй: Если слово «коридор», как пытаются убедить и себя, и нас армянские «эксперты», предполагает свободный транзит, а отсутствие этого слова позволяет устанавливать пункты контроля, то знают ли в Армении, как расшифровываются такие аббревиатуры, как TRACECA, CPEC, BCIM, INSTC, выделив всего лишь несколько известных международных транспортных и экономических коридоров? Что означает, в частности, буква «С» в этих аббревиатурах? А ведь все они, «на минуточку», транснациональные транспортные коридоры в разных частях планеты! Разве на всем их протяжении отсутствуют таможенные посты? Так что, пусть в Ереване особо не питают больших иллюзий с Лачинским коридором. Коридор — коридором, но посты могут появиться и там, раз они имеются и на других международных коридорах!

В конце концов, если кое-кого настолько сильно раздражает это слово, то назовем дорогу не «Зангезурским коридором», а «Зангезурским некоридором», если угодно! Разве в термине дело? Дело в его беспрепятственности, которая недвусмысленно обозначена в подписанном трехстороннем заявлении. Так и запишем — «беспрепятственный Зангезурский некоридор». Так устроит, господа соседи?

И последнее, так сказать, вишенка на торте. В Армении, особенно после внесённой на этой неделе в Брюсселе Президентом Алиевым ясности в данный вопрос, должны понять, что дальнейшее упрямство Еревана может действительно привести к появлению постов паспортно-таможенного контроля на въезде в Лачинский район. Как это может в перспективе (даже не в далёкой, а в ближайшей) отразиться на общей картине региона, думаю, в Армении могут догадаться самостоятельно, без наших подсказок. Но просто хотелось бы тонко намекнуть, что у реки Араз, вообще-то, два берега. И с одной стороны уже прoложена очень хорошая автомобильная дорога, параллельно которой при определенных инвестициях может появиться и железнородорожное полотно. Подумаешь, два новых моста на пунктах «А» и «Б»… И строящиеся автомобильная и железнодорожная дороги Горадиз-Агбенд в любом случае без эксплуатации не останутся. В принципе, если уж платить за проезд и проходить через всякие досмотры и различные виды контроля, то не всё ли нам равно, кому платить! (Лично для меня это риторический вопрос). Кое-где будут очень даже непротив неожиданно заполучить дополнительную статью дохода в казну, особенно в условиях санкций…

И с чем тогда окажется Армения? С постами на Лачинской дороге, нулевыми плодами пустого шантажа в Зангезуре и с упущенными возможностями на всех остальных участках. В общем, как всегда, у разбитого корыта. Может, стоит, наконец, трезво оценить перспективы и не наступать на старые грабли?

Rus.com.az

LEAVE A RESPONSE

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *