Итоги 2021 года: действенные меры по борьбе с изменением климата или пустые разговоры?
В 2021-ом году человечество продолжало получать свидетельства тому, что антропогенное изменение климата – реальная угроза жизни на Земле. В ответ международное сообщество прилагало усилия для преодоления климатического кризиса, в том числе в рамках конференции КС-26. О том, приведут ли эти усилия к реальным переменам АЗЕРТАДЖ рассказывает со ссылкой на Новости ООН?
Чтобы избежать катастрофических последствий изменения климата, необходимо поддерживать глобальную температуру на уровне максимум на 1,5 градуса выше доиндустриального уровня. Однако сегодня становится все более очевидной угроза большего потепления. Авторы выпущенного в апреле доклада Всемирной метеорологической организации (ВМО) о состоянии глобального климата предупредили, что средняя глобальная температура уже повысилась примерно на 1,2 градуса, а в октябрьском исследовании ООН по окружающей среде говорится, что, если не будут приняты более строгие обязательства по сокращению выбросов вредных парниковых газов, то в этом столетии рост температуры может составить 2,7 градуса.
В нескольких других докладах учреждений ООН были приведены данные, свидетельствующие о том, что концентрация парниковых газов находится на рекордном уровне, а планета движется к опасному перегреву, что может привести к тяжелым последствиям для нынешнего и будущих поколений.
Среди последствий изменения климата – все более экстремальные погодные явления. В этом году они случались гораздо чаще, например, катастрофические наводнения в июле в западноевропейских странах, приведшие к гибели нескольких человек, и разрушительные лесные пожары в августе в странах Средиземноморья и в России.
Данные ВМО свидетельствуют о том, что в последние несколько десятилетий резко участившиеся стихийные бедствия в наибольшей степени затрагивали самые бедные страны. В прошлом году это способствовало ухудшению ситуации с продовольственным обеспечением, росту бедности и перемещениям населения в Африке.
Как это ни парадоксально, страны, в наибольшей степени страдающие от климатического кризиса, в наименьшей степени виновны в его возникновении. На это все более решительно указывают правительства и активисты, которые выдвигают тему адаптации в качестве приоритетной в сфере борьбы с изменением климата.
Адаптация – ключевое положение Парижского соглашения об изменении климата 2015 года. Оно призвано снизить уязвимости стран к изменению климата за счет повышения их способности нейтрализовать его последствия. Однако у некоторых стран, особенно у малых островных развивающихся государств, которые рискуют оказаться затопленными из-за повышения уровня моря, нет достаточных возможностей, в том числе финансовых, для обеспечения защиты.
В ноябрьском докладе Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) отмечалось, что даже если страны прекратят свои выбросы немедленно, уже сегодня, климатические воздействия сохранятся на десятилетия вперед. «Нам необходимо кардинально изменить подход к адаптации, к финансированию и реализации намеченных мер с тем, чтобы значительно снизить ущерб от изменения климата», – сказала руководитель ЮНЕП Ингер Андерсен.
Если мы хотим ограничить рост температуры, то нам необходимо также ускорить глобальный переход к более чистым источникам энергии и отказаться от использования угля.
Однако прогресс на этом направлении не впечатляет: правительства, несмотря на взятые климатические обязательства, намерены, в соответствии с нынешними планами, продолжать производить энергию из ископаемых источников, что приведет к еще большему потеплению.
В следующие два десятилетия правительства планируют увеличить мировую добычу нефти и газа. Они наметили лишь небольшое снижение добычи угля. Осуществление этих планов приведет к тому, что производство ископаемого топлива будет увеличиваться по крайней мере до 2040 года.
Эти выводы были изложены в последнем докладе ООН, который включал данные по 15 основным странам-производителям ископаемого топлива, свидетельствующие о том, что большинство из них будут наращивать добычу и производство такого топлива.
Рост числа экстремальных погодных явлений является явным признаком того, что природа реагирует на антропогенное изменение климата. Активизация усилий по защите окружающей среды – один из лучших способов восстановить равновесие. Для этого, безусловно, нужны инвестиции и новый подход к взаимодействию с миром природы.
По оценке ООН, для защиты биоразнообразия планеты необходимо будет восстановить до естественного состояния территорию размером примерно с Китай, а также к 2030 году утроить, а к 2050 году увеличить в четыре раза объемы ежегодных инвестиций в природоохранные проекты. Только такой подход позволит успешно противостоять тройной угрозе: изменению климата, утрате биоразнообразия и деградации земель.
Около миллиона видов флоры и фауны находятся на грани полного исчезновения. Многие животные и растения могут быть бесследно утрачены уже в ближайшие десятилетия. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш неоднократно призывал мобилизовать все усилия для сохранения биоразнообразия: от коралловых рифов – до редких видов тигров и птиц. Гутерриш рекомендовал участникам Конференции ООН по биоразнообразию работать вместе ради спасения людей и планеты. Первая часть этой Конференции прошла в октябре, а вторая запланирована на весну 2022 года.
Главным событием года в области изменения климата, по крайней мере с точки зрения внимания средств массовой информации, стала Конференция (КС-26), состоявшаяся в Глазго в ноябре.
Интенсивное двухнедельное совещание было созвано с целью укрепить Парижское соглашение, принятое на конференции 2015 года, и фактически проработать детали превращения обязательств в конкретные действия.
В преддверии КС-26 было много предупреждений о том, что конференция не принесет желаемых результатов. В Глазго проходили массовые демонстрации, по всему миру люди всех возрастов требовали немедленных действий в борьбе с изменением климата. Сами участники конференции возлагали большие надежды на конференцию в Глазго, и в первые дни мероприятия лидеры более 120 стран, на долю которых приходится около 90 процентов мировых лесов, обязались к 2030 году остановить и обратить вспять их исчезновение. Было принято обязательство по метану, в соответствии с которым более ста стран согласились сократить выбросы этого парникового газа к 2030 году.
В ходе «Дня энергетики» на КС-26 было подписано историческое соглашение – более 77 государств согласились отказаться от использования угля. Правда Китай, Япония и Южная Корея остались за рамками этого договора.
Итоговое соглашение КС-26 было согласовано в ходе затянувшихся и непростых переговоров. В последний момент вмешательство Индии изменило формулировку, касающуюся ископаемого топлива, что вызвало негодование некоторых стран. Есть те, кто считает, что соглашение в Глазго не оправдало ожидания и не станет спасением мира от катастрофы, связанной с климатом, другие же полагают, что оно породило надежду на лучшее будущее для людей и планеты.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил, что итоговый документ в Глазго «отражает интересы, противоречия и состояние политической воли в современном мире».
«Мы сделали важный шаг, но этого мало. Мы должны активизировать совместные действия по борьбе с изменением климата, чтобы достичь ограничения роста глобальной температуры до 1,5 градусов», – призвал Гутерриш.
Rus.com.az