Анастасия Лаврина: 2023 год стал ключевым моментом в истории Южного Кавказа, приведшим к восстановлению суверенитета Азербайджана
В 2024 году на Южном Кавказе произошли значительные геополитические изменения, обусловленные рядом факторов, включая развитие переговорного процесса между Азербайджаном и Арменией о заключении мирного соглашения. Этот процесс стал центральным элементом региональной политики, где ключевыми участниками стали не только традиционные силы, такие как Россия, но и новые активные игроки — Турция, США и Европейский Союз. Изменения в политике Москвы, с учетом ее ослабления в регионе, открыли пространство для усиления влияния Турции, которая активно поддерживает Баку, и ЕС с США, стремящихся укрепить свое присутствие на Южном Кавказе. Эти динамичные изменения на фоне поиска долгожданного мира создают новые перспективы для урегулирования исторической напряженности, но также увеличивают конкуренцию между внешними актерами за влияние в стратегически важном регионе, об этом говорится в статье политолога, исследователя в Институте развития и дипломатии Университета АДА Анастасии Лавриной, опубликованной в итальянском издании Eurasiaticanews.
2023 год стал ключевым моментом в истории Южного Кавказа, который привел к восстановлению суверенитета Азербайджана над всеми территориями в Карабахе. Это событие завершило многолетний конфликт с Арменией, который начался в конце 1980-х годов и стал причиной двух Карабахских войн. 19-20 сентября 2023 года, Вооруженные силы Азербайджана провели антитеррористическую операцию, которая положила конец присутствию оккупационных войск Армении и существованию сепаратистского режима на азербайджанской территории. Те события открыли возможность для дальнейших мирных переговоров и нормализации отношений между Баку и Иреваном.
Как пишет политолог, в 2024 году начался процесс делимитации и демаркации границы между двумя государствами. В апреле Азербайджан и Армения сделали первый шаг на пути к окончательному урегулированию вопросов территориальных споров. Армения вернула под контроль Азербайджана 4 приграничных села. Тогда на встрече с местными жителями премьер-министр Никол Пашинян завил, что альтернативы возвращению сел нет, так как они де-юре — территория Азербайджана. Определяя Алма-Атинскую декларацию как основу в процессе делимитации границы, стороны признают территорию друг друга в границах бывших республик СССР.
Выступая на заседании Совета министров ОБСЕ, министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов сообщил о значительном прогрессе в разработке текста двустороннего соглашения. В свою очередь, премьер-министр Армении Никол Пашинян в ходе выступления на правительственном часе в Национальном cобрании отметил, что Иреван и Баку ускоряют процесс работы над проектом мирного соглашения. Одним из главных требований Баку остается необходимость изменения Конституции Армении, включающей территориальные претензии к Азербайджану, отметила политолог.
В Армении политическая ситуация остается напряженной. Премьер-министр Никол Пашинян высказывает желание поддерживать курс на улучшение отношений с Азербайджаном, однако он сталкивается с сильной оппозицией внутри страны, а также с критикой отдельных представителей армянской диаспоры в ряде западных стран.
Европейский Союз активно вовлечен в Армению в рамках различных гуманитарных программ, финансируемых и координируемых Европейской комиссией и другими европейскими агентствами. Долгосрочная миссия ЕС разместилась в Армении с 20 февраля 2023 года сроком на 2 года и изначально состояла из 100 человек. В декабре 2023 года ЕС объявил о расширении миссии до 209 человек (вместо прежних 138). Есть те, кто считает, что задача этой миссии далеко не продвижение мира, а необходимость закрепиться в регионе в противовес интересам России, Ирана и Турции.
Как подчеркнула Лаврина, Франция активно поддерживает Армению, включая поставки оружия, что вызывает обеспокоенность у Азербайджана и Турции. Эта поддержка воспринимается как вмешательство в двусторонний переговорный процесс с целью усиления напряженности. Азербайджан считает такие действия нарушением нейтралитета, Турция — угрозой безопасности, а Россия – желанием открыть против нее второй фронт.
«Турция активно поддерживает Баку в вопросах территориальной целостности и безопасности, а также расширяет свое экономическое присутствие в регионе. Анкара стремится интегрировать Южный Кавказ в более широкие экономические и энергетические проекты, включая транспортные коридоры и энергетическую инфраструктуру. Несмотря на историческую напряженность, в последние годы были предприняты попытки нормализовать отношения между Турцией и Арменией. Специальные представители Турции и Армении провели несколько встреч для обсуждения нормализации отношений. Однако, самым важным событием можно считать встречу премьер-министра Армении Никола Пашиняна и Президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана на полях 79-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Ключевым условием Анкары для дальнейшего улучшения двусторонних отношений с Ереваном является подписания мирного договора между Арменией и Азербайджаном. Это заявление и подход Турции, с одной стороны, отражает ее стратегический интерес в стабилизации региона, а с другой — демонстрирует ее тесную привязанность к позиции Азербайджана», — сказала Анастасия Лаврина.
Несмотря на заморозку участия Армении в Организации Договора о коллективной безопасности в 2023 году из-за отказа России вмешиваться в конфликт с Азербайджаном, Москва продолжает сохранять значительное влияние на страну, особенно в области безопасности, экономики и энергетики. Армения остается стратегически зависимой от России, в связи с наличием российских военных баз на своей территории, а также поддерживая тесные экономические и энергетические связи, в том числе в рамках членства в Евразийском экономическом союзе.
Таким образом, 2024 год стал поворотным моментом для Южного Кавказа, открывая новые перспективы для мира и стабильности в регионе. В то же время, активное участие внешних игроков — Турции, России и Европейского Союза — продолжает формировать политическую атмосферу. Для Баку и Иревана важно продолжение двусторонних мирных переговоров, в то время как для мира на Южном Кавказе необходим комплексный подход, включающий более широкий контекст региональной и глобальной безопасности, подытожила в своей статье аналитик.
Rus.com.az