Общественность Армении и многочисленная армянская диаспора пока не готовы принять новые реалии в регионе. Об этом в интервью АЗЕРТАДЖ заявил известный российский политолог и общественный деятель, директор Института политических исследований Сергей Марков.
− Конституционный суд Армении принял решение, которое в Ереване окрестили чуть ли не госизменой и госпереворотом. В Азербайджане же восприняли скептически, ведь поправки в Конституцию, по сути, так и не были внесены. Каковы ваши взгляды на этот счет, вызовет ли документ широкий общественный резонанс в Армении?
− Позиция Азербайджана по решению, принятому Конституционным судом Армении, является абсолютно выверенной. То есть требования убрать из Конституции Армении территориальные претензии к Азербайджану вполне закономерны. Поправки в Конституцию должны быть приняты на всенародном референдуме, но тут результат непредсказуем, армянское общество не готово к этому. В Армении пока не создана благоприятная обстановка для подобного рода изменений. Общество Армении еще не примирилось с новыми реалиями. Так называемый «карабахский клан» и армянская диаспора все еще лелеют реваншистские идеи, и это создает тупиковую ситуацию для армянских властей. Этим и продиктовано, на мой взгляд, подобное, что называется, «срединное» решение.
− Какие выводы можно сделать по итогам встречи глав МИД Азербайджана и Армении на полях министерского заседания Консультативной региональной платформы «3+3» в Стамбуле?
– В первую очередь, хочу отметить, что продолжение переговоров весьма отрадно. То есть диалог ведется в разных форматах, и это хорошо. Но возникла тупиковая ситуация. Вместо того, чтобы выполнить свои обязательства, армянское руководство выдвигает претензии в адрес Азербайджана, предлагая заключить мирный договор без внесения соответствующих поправок в Конституцию страны, оставляя это на потом. Это совершенно абсурдно и никто, разумеется, на такой вариант не пойдет. Если даже теоретически представить, что Азербайджан пойдет на уступки и подпишет мирный договор в таком, что называется, «черновом виде», в возможность того, что армянское руководство со временем, после подписания мирного договора, обеспечит внесение поправок в Конституцию, не верит никто.
Кроме того, Армении следовало бы поднять вопрос о роспуске Минской группы ОБСЕ ввиду ненадобности ее деятельности. Это же политический зомби, мертвец, который блуждает по миру и мешает живым политическим организмам решать вопросы. Но руководство Армении не идет на это, поскольку, видимо, надеется использовать Минскую группу для вхождения союзников Армении, таких, как США, Франция и страны ЕС, на Южный Кавказ.
− Каковы на ваш взгляд перспективы участия Армении в СОР29 в Баку?
– Пока армянское руководство никак не может определиться на этот счет, но мне кажется, подобная вероятность довольно высока. Многие месяцы была надежда на то, что мирный договор между Азербайджаном и Арменией будет подписан на СОР29. Участие в СОР29 – это, в первую очередь, возможность диалога высокого уровня, возможность встреч с лидерами и представителями правительств многих стран мира. И к тому же это довольно прогрессивная площадка, а Пашинян позиционирует себя как прагматичного, прогрессивного политика. Отказ Армении от участия в СОР29 может быть расценен как проявление недружественного шага и отнюдь не будет способствовать установлению доверительного диалога. К тому же отказ от участия приведет к ухудшению и по другим политическим трекам, так что Армения и ее руководство, я думаю, заинтересованы в участии.
− Выступивший в ходе рассмотрения решения Конституционного суда Армении в комиссии по внешним связям Национального собрания Армении вице-премьер Мгер Григорян заявил, что Армения сама должна решать свои проблемы, а не ждать, что их решит третья страна. Значит ли это, что руководство Армении оказалось в политическом цугцванге, когда на помощь России уже рассчитывать не приходится, а Запад только кормит обещаниями?
− Армянские политики в последнее время выступают с заявлениями о том, что Армения должна сама решать свои проблемы. Это верно лишь отчасти. Да, есть определенные решения, которые никто за Армению принять не сможет. Как, например, внесение изменений в Конституцию Армении. Но не сказал бы, что Армения находится в цейтноте. Не надо забывать, что в последнее время у Армении неплохой экономический рост, а объемы товарооборота с Россией у Армении вообще зашкаливают. Это связано не только с тем, что Армения является членом Евразийского экономического союза, но и с тем, что Армения активно участвует в обходе западных санкций в отношении России. И если в политике Армения всячески дистанцируется от России и движется к Западу, то в экономических отношениях наблюдается прямо противоположная картина – Армения, игнорируя требования Запада, активно торгует с Россией. И тут, разумеется, все прекрасно понимают, что это не торговля России с маленькой армянской экономикой, а торговля России с внешним миром через посредничество маленькой армянской экономики.
− Спасибо за интервью.