Выступление Президента Азербайджана Ильхама Алиева на пленарном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» обострило внутриполитическую обстановку в Армении, которая сейчас почти дошла до точки кипения. Кроме того, четкое заявление главы азербайджанского государства о том, что «Карабах — это Азербайджан, и восклицательный знак» показывает неприятие предложенной 5 августа армянским премьером Николом Пашиняном формулы «Карабах – это Армения, и точка», пишет Media.Az.
Более того, пауза, которую сделало руководство Азербайджана после высказывания Никола Пашиняна в оккупированном Карабахе, позволила четко показать Еревану, что международное сообщество не приемлет категорического заявления армянского премьера, сделанного только для того, чтобы вызвать симпатию «карабахского клана».
О неприемлемости и нелогичности заявления Никола Пашиняна сказали международные эксперты, а на полях Валдайского форума в Сочи слова армянского премьера осудил и министр иностранных дел России Сергей Лавров. При этом глава российского внешнеполитического ведомства отметил и то, что переговорный процесс заторможен. Так что выступление Ильхама Алиева в присутствии лидеров нескольких стран мира, ведущих мировых экспертов, было сделано в нужное время и в нужном месте. И это признали даже в Армении.
В минувшую субботу в Ереване произошло нападение на редакцию ереванского издания «Зеркало». Участники акции, которые, по их же словам, собирались устроить акт вандализма в самом помещении, если бы дверь была открытой, потребовали закрыть это СМИ. Они были возмущены публикацией в издании, в которой говорилось о «мощном ответе Алиева Пашиняну».
Есть и внутриполитическая составляющая. Редакцию издания возглавляет Анжела Товмасян — сестра пока еще главы Конституционного суда Армении Грайра Товмасяна. Его отставки активно требуют сторонники Никола Пашиняна. Пашиняновская фракция «Мой шаг» инициировала процесс лишения полномочий главы КС Грайра Товмасяна, и парламент уже одобрил проект закона, который направил в Конституционный суд. Именно члены КС будут решать, покинет Товмасян пост или нет.
Как бы там ни было, но пользователи армянских социальных сетей и телеграм-каналов одобрили нападение на ереванское «Зеркало».
«Удивительно, когда в контексте защиты СМИ, представляющих пятую колонну в Армении, говорится о сохранении демократических ценностей. Какой «антидемократический» шаг — группа молодых людей забросала яйца в редакцию СМИ, которое работает против интересов государства… До тех пор, пока государство не будет очищено от антигосударственной агентуры, в том числе в средствах массовой информации, и пока по-прежнему действуют все рычаги прежнего режима, которые работают против страны — тезисы о демократических ценностях в этом контексте не могут быть повесткой для общественности. Недальновидно вставать на защиту агентов, которые действуют против государственных интересов», — написал по этому поводу один из армянских телеграм-каналов, ратующий за «миацум».
Возможно, следующей подвергнется нападению научный сотрудник Матенадарана Гаянэ Айвазян, которая прокомментировала заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева, сделанное во время Валдайского форума: «Я не хочу слышать сказку о страшном Алиеве или слышать с высоких трибун внешнеполитические тексты в духе «Арарат — это наша гора, наша гора, наша гора» (армянская песня — ред.)».
«Читаю реакцию доблестной армянской прессы и реакцию дипломатов на заявление Алиева в Сочи. Он ответил на два выдвинутых Николом Пашиняном противоречивых положения: А. «Карабах — это Армения, и точка», Б — решение вопроса должно быть приемлемым для народов Армении, Азербайджана, Нагорного Карабаха. Алиев со своей стороны воскликнул «Карабах — это Азербайджан, и восклицательный знак»… Естественно получать ответ в том же духе, в котором говоришь сам. Во второй части, которую армянская пресса в основном обходит стороной, он сделал очень разумное замечание премьер-министру Армении, сказав, что нет народа Нагорного Карабаха, есть население Нагорного Карабаха, которое состоит из армянского и азербайджанского народов, обладающих равными правами. Это очень грамотная формулировка, я хочу услышать реакцию на это армянской стороны», — написала Гаянэ Айвазян.
Впрочем, на этом достаточно взвешенные оценки с армянской стороны заканчиваются. Большая часть политиков, чиновников и экспертов просто забились в истерике, делая странные заявления, которые, однако, позволяют понять настроения большей части армянского общества. Так, к примеру, лидер Демократической партии Армении Арам Саркисян в интервью Sputnik Армения, коснувшись выступления Президента Азербайджана в Сочи, заявил, что с Баку нужно говорить на языке права. Но ведь Азербайджан как раз настаивает на соблюдении международного права, говорит на языке права.
Армянский политик настолько был обеспокоен речью Ильхама Алиева, что предложил созвать некий всеармянский форум с привлечением также представителей диаспоры, «чтобы разработать общий документ, пакет предложений, и предъявить его сопредседателям Минской группы ОБСЕ».
Армянские аналитики возмущены: «Лавров выступит с критикой в адрес Алиева за фразу «Карабах — это Азербайджан, и восклицательный знак»? Или переговоры тормозит только заявление «Карабах — это Армения, и точка»? Можно их успокоить. Фраза Президента Азербайджана подтверждает факт территориальной целостности Азербайджана, что признано всем миром. А вот слова армянского премьера – это предъявление территориальных претензий к Азербайджану.
Отличился и МИД Армении, заявивший о «максималисткой позиции» Азербайджана, якобы, угрожающей мирному процессу. Еще раз: высказывание президента Азербайджана – констатация факта. На политических картах мира Карабах – в составе Азербайджана. Оккупацию азербайджанских земель не признало ни одного государство мира, кроме Армении, да и то, только де-факто, но не де-юре.
В свою очередь, председатель постоянной комиссии Национального собрания Армении по внешним связям Рубен Рубинян, которого цитирует издание «Панорама», считает, что ответ Ильхама Алиева показывает нежелание Баку урегулировать карабахский конфликт мирным путем. А вот армянская сторона привержена миру. Какому миру? Оккупируя территорию соседнего государства, заявляя, что захваченные территории – это уже Армения? Логика у армянских деятелей просто отсутствует. Но у некоторых экспертов, например, у Гаянэ Айвазян, о который мы сообщали выше, появляется все больше вопросов к армянским властям…