ВОЗ: В борьбе с COVID-19 появились «ростки надежды», но нужно быть готовыми к новым вспышкам
Пандемия COVID-19 продолжает распространяться и уносить жизни. Но, по словам генерального директора ВОЗ Тедроса Гебрейесуса, есть и «ростки надежды» — в том числе обнадеживающие результаты клинических испытаний лекарства дексаметазон. В то же время в ВОЗ не исключают возможности новых вспышек и необходимости повторного введения некоторых ограничений, сообщает АЗЕРТАДЖ со ссылкой на Новости ООН.
Из более восьми миллионов выявленных случаев COVID-19 шесть миллионов были обнаружены за последние два месяца. Число заражений по-прежнему стремительно растет в Северной и Южной Америках, в Африке и Южной Азии.
«Тем не менее, появились и первые ростки надежды, — сказал доктор Тедрос. – Это говорит о том, что, проявив солидарность, человечество может справиться с этой пандемией». Он сообщил, что многие страны продемонстрировали, что, эффективно задействуя весь комплекс необходимых мер – а это тестирование, выявление, изоляция и лечение, — вирус можно подавить.
По словам главы ВОЗ, невероятно выросли возможности лабораторного выявления вируса, созданы крупные перевалочные пункты, которые играют незаменимую роль в распределении средств индивидуальной защиты, включая миллионы медицинских масок, защитных очков, фартуков и перчаток, а также медицинских материалов. Технологические компании разработали приложения, позволяющие отслеживать контакты.
Доктор Тедрос добавил, что особенно впечатляющими темпами ведутся научные исследования и разработки.
Он напомнил о вчерашнем сообщении, пришедшем из Великобритании, о предварительных результатах клинических испытаний лекарства дексаметазон, которое, как выяснилось, помогает снизить смертность от COVID-19 среди тяжело больных пациентов.
По данным исследования, этот кортикостероид способен снизить смертность среди пациентов, находящихся на искусственном дыхании, на одну пятую, а среди тех, кому требуется искусственная вентиляция легких – на треть. В ВОЗ предупреждают, что, как показало исследование, дексаметазон помогает только тяжелым больным и не оказывает положительного воздействия на больных с легкими симптомами. Генеральный директор ВОЗ также подчеркнул, что применение этого препарата должно осуществляться под строгим медицинским контролем. В Организации вскоре выпустят инструкции по применению дексаметазона.
Повторное введение ограничений в случае новой вспышки COVID-19 должно опираться на точные данные и соответствовать текущей ситуации, подчеркнули эксперты ВОЗ. В некоторых странах, снявших карантин, после обнаружения новых очагов вируса, пришлось вернуть ряд ограничительных мер. Но, как сказала Мария Ван Керкхове, вводить такие меры следует не по принципу «все или ничего», а тщательно изучив ситуацию и выяснив, где циркулирует вирус, как он себя ведет, насколько готова система здравоохранения отразить новую «атаку». «Если вы плохо видите в темноте, то не сможете обнаружить вирус», — добавил Майк Райан и еще раз подчеркнул, что в каждом отдельном случае решение о повторном введении каких-то ограничений должно быть основано на конкретных особенностях конкретной ситуации. Эксперты также напомнили, что любое смягчение ограничений должно быть продуманным, постепенным и поэтапным.
Из ВОЗ сообщили о том, что антималярийный препарат гидрохлорохин больше не будут применять в ходе «испытаний солидарности» — клинических исследованиях медикаментозных методов лечения COVID-19, которые проходят в десятках стран под эгидой Всемирной организации здравоохранения.
Такое решение принято на основе данных, поступивших сразу от нескольких исследовательских групп. Согласно им, проведенные испытания показали, что гидрохлорохин не способствует снижению смертности у больных, госпитализированных с диагнозом COVID-19.
В сообщении ВОЗ подчеркивается, что пациенты, которые начали принимать препарат в рамках «испытаний солидарности», могут продолжить или остановить курс по усмотрению лечащего врача.
Эксперты также отмечают, что речь идет лишь о применении препарата в условиях больницы. Эффективность гидрохлорохина для профилактики COVID-19 у тех, кто контактировал с инфицированными или может оказаться в контакте с такими больными, не изучалась.