Экономическое и инвестиционное сотрудничество Азербайджана и России: новые точки роста
Вчера в Москве было представлено исследование «Экономическое и инвестиционное сотрудничество Азербайджана и России: новые точки роста», подготовленное политологическим центром «Север-Юг». Как заявил экономист Александр Караваев, старт нового этапа модернизации выглядит как попытка активизировать преимущества взаимодополнения наших экономик, фундамент которых был заложен еще в советское время: «Речь идет, в частности, о поставках аграрной продукции. Теперь в российские сети и на рынки выходят не просто отдельные индивидуальные предприниматели Азербайджана, а холдинги, которые взаимодействуют с российскими торговыми площадками. Это новая реальность, которая родилась в 2010-е».
Караваев также назвал проекты, связанные с получением высоких степеней переработки в области нефтехимии: «У предприятия SOCAR Polymer, в котором инвестиционно поучаствовал «Газпром Банк», одно из направлений сбыта продукции — Россия. Это один из примеров, когда отлаженное еще в советские годы взаимодействие выходит на новый этап — появляются совершенно новые предприятия, которые ориентированы на рынки, где есть дефицит этой продукции. Это прежде всего постсоветское пространство, но не только. С точки зрения менеджмента самого предприятия им выгодно выходить на все возможные направления. Это направление, будет усиливаться с каждым годом, и мы увидим новые совместные предприятия, которые будут усиливать линию торгово-промышленного взаимодействия».
Вторым, но более «слабым» направлением эксперт назвал сферы, где речь идет о создании новых производств и выходе экономик на новые уровни, которые доселе не демонстрировались на практике: «Один из вариантов — взаимодействие по линии оборонно-промышленного комплекса. Многие технологии, допустим создание композитных материалов для беспилотных летательных аппаратов, создание новых материалов в принципе в нефтехимии, связаны с теми деньгами, которые государство выделяет на оборонку. Плюс, конечно, какие-то частные, корпоративные инвестиции. Здесь можно было бы нащупать какие-то новые возможности».
Третье направление сотрудничества, по словам экономиста, — сфера услуг, связанная с рекреационным бизнесом, с туризмом, с созданием новых площадок электронного взаимодействия в сфере торговли. «По примеру того, как развивается туристический сектор Азербайджана, понятно, что интерес взаимный. Важную роль сыграет и взаимодействие в области образования, поскольку появление новых элементов нашего сотрудничества зависит от людей», — заключил Александр Караваев.
Научный сотрудник Центра постсоветских исследований Института экономики РАН Артем Пылин, говоря о динамике торгово-экономического взаимодействия России и Азербайджана за последние пять лет, заметил, что она носила достаточно неравномерный характер: «После трехлетнего спада 2014-2016 годов с 2017 года мы видим возобновление темпов роста взаимного товарооборота, который в 2017 году вырос на треть. Причем азербайджанские поставки на российские рынки росли опережающими темпами, существенно превышая встречные поставки российских товаров. В 2018 году рост взаимной торговли продолжился. Товарооборот вырос на 5,4%. Но при этом мы видим некоторое сокращение российского экспорта в Азербайджан на порядка 11%, и при этом рост азербайджанских поставок на 11,7%. Российский экспорт в Азербайджан в настоящее время составляет порядка 53% от своих пиковых значений 2013 года, а азербайджанские поставки уже существенно превысили докризисный уровень — на 22%. Таким образом, условия торговли для Азербайджана существенно улучшились, поскольку положительное сальдо России снизилось с $2,3 млрд в 2013 году до $940 млн в году минувшем».
Между тем, по словам Пылина, на этом фоне неравномерной динамики произошли достаточно существенные изменения в товарной структуре взаимной торговли: «Разнонаправленная динамика взаимных торговых потоков была во многом обусловлена произошедшими и происходящими структурными изменениями экономик двух стран и особенностями их внешней экономической политики. В частности, снижение стоимостных показателей российского экспорта в Азербайджан во многом было обусловлено развитием там собственных производств как в сельском хозяйстве (создание агропарков, выращивание пшеницы и других культур, которые раньше в значительной степени ввозились из-за рубежа), так и в промышленности Азербайджана. Там активно развивается собственное автомобилестроение, производство военно-технической продукции, химические отрасли, что тоже имеет такой импортозамещающий эффект».
По словам эксперта, рост азербайджанских поставок в Россию во многом был обусловлен тем обстоятельством, что РФ в ответ на западные санкции ввела контрсанкции, которые касались в основном продовольствия, и для Азербайджана в последний год открылось такое окно возможностей в части замещения выпадающей европейской продукции на азербайджанскую.
Что касается инвестиционного взаимодействия, то оно, по мнению Артема Пылина, далеко от своего потенциала, хотя динамика достаточно позитивная: «По данным Международного валютного фонда за последние пять лет, прямые иностранные инвестиции из России в Азербайджан выросли примерно в четыре раза. На конец 2017 года они составили $800 млн. По этому показателю Россия занимает девятое место или 2,7% от всех накопленных в Азербайджане инвестиций. Прямые инвестиции из Ирана или Турции в разы превосходят российские показатели. Для Ирана это $2,5 млрд, для Турции почти $6 млрд. Что касается азербайджанских прямых инвестиций в Россию, то они также существенно выросли, почти в шесть раз. На конец 2017 года они достигли $393 млн, это седьмое место или 1,9% от всех азербайджанских инвестиций за рубежом. При этом азербайджанские инвестиции в Турцию составляют почти $11 млрд, а в Грузию почти $3 млрд. Потенциал инвестиционного взаимодействия достаточно весом с учетом объемов экономик двух стран».
При этом, по данным эксперта, Россия и Азербайджан сталкиваются с общими проблемами, связанными со слабой экономической динамикой на фоне сравнительно высоких цен на нефть, сохраняющейся зависимостью от экспорта углеводородов. «Результатом стало исчерпание прежних сырьевых моделей развития и острая потребность в технологической модернизации. В декабре Всемирный банк констатировал успехи Азербайджана, который добился наибольших успехов в части внедрения новых линеек экспортной продукции по сравнению с Россией и Казахстаном. Опыт Азербайджана важен для России с точки зрения возможности использования лучших практик модернизации производств».