США активизировали внешнюю политику на китайском направлении. Некоторые высокопоставленные чиновники стали действовать открыто и сосредоточились на антикитайской риторике. Как отмечает китайская ежедневная газета, специализирующаяся на освещении международных событий, Global Times в материале US ‘Gang of Four’ desires to lead anti-China insanity советник по национальной безопасности США Роберт О’Брайен, директор Федерального бюро расследований Кристофер Рэй, генеральный прокурор Уильям Барр и госсекретарь Майк Помпео последовательно выступили с резкой критикой Пекина.
Выступление Помпео под названием «Коммунистический Китай и будущее свободного мира» оправдывало политику США по отношению к Китаю сквозь призму «холодной войны». Многие интерпретировали это как новую речь о железном занавесе. Трое других политиков раскритиковали Китай за его идеологию, шпионскую практику и экономическую деятельность.
Еще в октябре 2018 года выступление вице-президента США Майка Пенса о политике в отношении Китая стало прелюдией к новой холодной войне между двумя странами. За последние три года Трамп своими действиями показал Китаю и миру, что он не заинтересован в улучшении и стабилизации китайско-американских отношений.
Это был не первый раз, когда Помпео и другие критикуют правительство Китая и Коммунистическую партию КНР, но это определенно один из самых примечательных примеров. Почему же четыре крупных американских политика ведут столь активную антикитайскую кампанию?
Основная причина заключается в необходимости обеспечить переизбрание Трампа. Вспышка COVID-19 в США повлияла на выборы. Неподготовленность США к пандемии привела к экономическому спаду, резкому росту безработицы и огромному уровню смертности. Бездействие Трампа сделало его объектом общественной критики.
Учитывая, что вирус все еще распространяется и краткосрочные перспективы восстановления экономики крайне слабы, команда Трампа направила свои усилия на антикитайскую пропаганду. В США считают, что таким образом смогут отвлечь внимание общественности от внутренних проблем, что поможет им заручиться поддержкой избирателей. По мере приближения дня выборов их критика Китая усиливается.
Политические манипуляции также направлены на привлечение консервативных избирателей, которые считают Китай самым грозным противником, угрожающим мировому лидерству США, а потому необходима новая политика сдерживания и подавления, чтобы как можно скорее начать идеологическую конфронтацию с КНР.
За последние четыре десятилетия китайско-американские отношения пережили множество штормов, но всегда достигался определенный консенсус. Обе страны осознавали, что несмотря на различия в идеологии и культурных ценностях, они не должны стать препятствием для двусторонних обменов и сотрудничества.
Утверждение о «провале сотрудничества с Китаем» не соответствует ни историческому контексту, ни реальности. Когда-то президент Джордж Буш назвал подъем Китая «хорошей возможностью», а Барак Обама приветствовал подъем процветающего, мирного и стабильного Китая. Сегодняшние политики хотят привести двусторонние отношения в состояние новой холодной войны, хотя разрушенные китайско-американские отношения не соответствуют национальным интересам США.