Для государственного секретаря США Майка Помпео миссия подтолкнуть арабские государства к нормализации отношений с Израилем оказалось невыполнимой. Немногие готовы сделать следующий шаг вперед и открыть завесу над всем известной тайной, отмечает Deutsche Welle в материале Why Arab states refuse ties with Israel. На этой неделе Помпео попытался выполнить миссию по нормализации отношений между арабскими государствами и Израилем, что долгое время считалось невозможным из-за политического тупика на фоне израильско-палестинского конфликта.
Но всего за несколько недель до этого невозможное стало реальностью: Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) согласились нормализовать отношения с Израилем в рамках подписанного при посредничестве США Авраамского мирного договора. В рамках сделки была приостановлена израильская аннексия оккупированной палестинской территории на Западном берегу и открыта дверь для обширных отношений между двумя странами, включая полноценные дипломатические связи.
В списке государств, которые посетил Помпео, самым важным оказался Бахрейн. Островное государство давно сотрудничает с Израилем в областях, представляющих взаимный интерес, и стало одной из первых стран региона, приветствовавших сделку. Для многих экспертов Бахрейн был следующим кандидатом в очереди на нормализацию отношений с Израилем.
Однако эти надежды не оправдались, когда король Бахрейна Хамад ибн Иса аль-Халифа сказал Помпео, что его страна не будет продвигать предложение США. Король заявил, что Бахрейн по-прежнему привержен возглавляемой Саудовской Аравией Арабской мирной инициативе, которая призывает к созданию независимого палестинского государства в исторических границах в обмен на нормализацию отношений с арабскими государствами.
”В конце концов, Манама решила поддержать Арабскую мирную инициативу 2002 года, подчеркнув решимость Бахрейна тесно сотрудничать с Саудовской Аравией по наиболее чувствительным региональным вопросам”, — сказал Джорджио Кафьеро, исполнительный директор консалтинговой фирмы Gulf State Analytics, специализирующийся по вопросам геополитических рисков.
Для Бахрейна слишком многое поставлено на карту, и он не может нормализовать отношения с Израилем без более широкого регионального одобрения, особенно со стороны его близкого союзника Саудовской Аравии.
”Сомнения могут быть вызваны рядом факторов, включая, например, опасения Саудовской Аравии по поводу того, что страны будут считаться соучастниками, если Манама нормализует отношения с Израилем”, — сказала Чинзия Бьянко, специализирующаяся на странах Персидского залива научный сотрудник из Европейского совета по международным отношениям (ECFR). Как региональный тяжеловес и религиозный лидер, Саудовская Аравия ”не обладает такой гибкостью, как другие небольшие страны”, — добавила она.
Бахрейн возглавляет династия мусульман-суннитов, которая правит преимущественно мусульманским шиитским населением. Под отполированной поверхностью модернизации Бахрейна кроются кипящие межрелигиозные трения, подпитываемые нарушениями прав человека, совершаемыми против шиитского населения.
После восстаний ”арабской весны” 2011 года, когда в регионе вспыхнули массовые протесты, власти Бахрейна пытались сдерживать антиправительственные настроения, заключая в тюрьмы активистов и журналистов и удаляя критический контент в социальных сетях.
Тем не менее дело палестинцев выходит за рамки религиозного раскола, предлагая потенциальный стимул для волнений обеим группам населения.
”Граждане Бахрейна, вне зависимости от их исламской принадлежности, сочувствуют палестинской борьбе, — сказал Кафьеро. — Официальные лица Бахрейна могут столкнуться с политическими рисками внутри страны из-за официального оформления отношений с Тель-Авивом”.
Поскольку дело палестинцев продолжает составлять центральную часть панарабских настроений, эксперты считают, что вряд ли кто-то еще пойдет по пути ОАЭ.
”Не думаю, что сделка между ОАЭ и Израилем откроет путь к установлению формальных и официальных отношений между Израилем и Саудовской Аравией, Оманом, Катаром или Кувейтом”, — сказала Бьянко из ECFR.
”Во всех этих странах, несмотря на некоторое охлаждение по отношению к палестинскому делу среди части арабской молодежи, особенно в Саудовской Аравии, народное сопротивление нормализации все еще довольно велико”.
Это не означает, что арабские страны откажутся от своих нынешних отношений с Израилем. Напротив, разглашение всем известного секрета принесет больше вреда, чем пользы в регионе, который давно определяется израильско-палестинским конфликтом.
В результате Помпео вряд ли удастся добиться успеха в своей миссии, по крайней мере, в обозримом будущем.