Маншет Общество

И Бог создал женщину… Две легенды о кавказских женах

В Международный женский день в большинстве цивилизованных стран говорят о достижениях женщин вне зависимости от национальных границ или этнических, языковых, культурных, экономических и политических различий. Для большинства народов женщина всегда была символом мира, дома, родины. А если говорить о Кавказе с его древними традициями, то здесь иной раз были и отважными воинами, которые сражались и гибли на поле боя вместе с мужчинами.

Вспомним династию Каджаров, правившую Ираном с конца XVIII века по 1925 год. Женщина у каджаров считается хранительницей не только домашнего очага, но и традиций своего народа. Долгое время мужчины брали в жены девушек только своего этноса. «Каджарские шахи женились на принцессах из своего племени и из близкой по родству семьи», — писал французский археолог, политик, дипломат и писатель Виктор Берар.

Свой след в истории мировой литературы оставила азербайджанская поэтесса, дочь второго Карабахского хана Ибрагим Халил-хана, жена Фетхали-шаха Каджара. Звали ее Агабеим ага. По легенде, вступая в гарем Фетхали, его жены могли выбирать себе любое платье из дворцового гардероба, и мудрая Агабеим ага отыскала платье матери шаха. Увидев молодую жену в наряде матери, шах был поражен и назначил ее главной женой.

Несмотря на обретенное богатство и почет Агабеим ага тосковала по родине:

Я в тебя влюблена, Карабах,
Ах, Шеки, ах, Ширван, Карабах!
Тегеран если станет мне раем,
Все равно не забыть Карабах.

Любивший жену Фетхали-шах специально для нее велел разбить карабахский сад, где были собраны все виды растений из Карабаха. Лишь один цветок — хары-бюльбюль (соловей с шипом) не прижился в шахском саду. Он может расти только на родине.

«Сад родины» — яркий и пестрый,
Где ж в нем твой цветок, соловей?
Скажи, отчего ты весь пестрый,
Под грудкой лишь желт, соловей?! ,

писала Агабеим ага.

Правитель Кубинского ханства, выдающийся государственный деятель Азербайджана XVIII века Фатали-хан Кубинский был женат на удивительной женщине Тути-Бике. Ходит легенда, что однажды Фатали-хан устроил состязание стрелков. Победителем оказался юноша в маске. Однако когда стрелок решился открыть свое лицо, оказалось, что это вовсе не молодой воин, а сестра уцмия (наследственный титул правителя) Кайтага (область в Дагестане) Эмира-Гамзы. Звали красавицу Тути-Бике. Фатали-хан мгновенно влюбился, женился и сделал жену правительницей Дербента. На самом деле, их история любви была более прозаичной, но тот факт, что Фатали-хан по полгода жил в Кубе, а полгода в Дербенте, подтвержден историками. Как и то, что в отсутствие мужа городом правила именно Тути-Бике.

Выдав сестру за Фатали-хана, уцмий надеялся жениться на его сестре. Но Фатали-хан отказался выдавать сестру за Эмира-Гамзу, что навеки рассорило правителей. Несколько раз, пользуясь отсутствием в городе Фатали-хана, Эмир-Гамза нападал на Дербент, но всякий раз остававшейся в городе Тути-Бике удавалось отражать атаки родного брата.

Еще одна легенда о Тути-Бике гласит, что во время длительной осады многие знатные люди бежали из города, чем подорвали боевой дух защитников. Тогда Тути-Бике, переодевшись в мужское платье, забрались на стену крепости и принялась руководить действиями гарнизона и огнем крепостных орудий. Когда один из отрядов Эмира-Гамзы все же ворвался в город, Тути-Бике, выйдя навстречу врагам, начала орудовать кинжалом. Изумленные мужеством женщины враги разбежались…

Было это или нет, сегодня утверждать сложно. Многое не было отображено в документах, многое забылось. «Женщины творят историю, хотя история запоминает лишь имена мужчин», — лучше Генриха Гейне не скажешь.

www.rus.com.az

LEAVE A RESPONSE

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *