Маншет Политика

Фарид Шафиев: «Азербайджан был вынужден защитить гражданское население и урегулировать конфликт путем применения силы»

Шестой деть продолжает эскалация конфликта вокруг Нагорного Карабаха, начавшаяся в атаки Армении на Азербайджан. Для подавления огня и обеспечения безопасности гражданского населения армия Азербайджана начала контрнаступательную операцию, уничтожая боевую технику, военную инфраструктуру и живую силу противника. К настоящему моменту деоккупировано семь сел в Джабраильском и Физулинском районах, а также гора Муровдаг, взяты ключевые высоты вокруг села Талыш. О ходе и внешних оценках происходящего «Вестнику Кавказа» рассказал председатель правления Центра анализа международных отношений Фарид Шафиев.

— Как вы оцениваете контрнаступительные действия азербайджанской армии?

— Что касается юридической части, то согласно статье 51 Устава ООН, у нас есть полное право на самооборону. Наши территории оккупированы, и это их международный статус, согласно резолюции Совбеза ООН.

Что касается дипломатической части, то мы вели переговоры 28 лет под эгидой Минской группы ОБСЕ. Был выработан консенсусный документ, который называется Мадридскими принципами, и от которых армянская сторона в марте 2020 года отказалась. Более того, армянская сторона объявила Нагорный Карабах частью Армении 5 октября 2019 года. Никол Пашинян потребовал изменения переговорного формата. Таким образом на дипломатическом фронте мы зашли в тупик, созданный Арменией.

Что касается фронта, то 30 марта 2019 года в Нью-Йорке министр обороны Армении Давид Тоноян объявил новую военную доктрину «Новая война за новые территории». Поэтому к сегодняшней ситуации привели  действия армянской стороны, армянские провокации. Азербайджан просто вынужден был защитить свое гражданское население и урегулировать конфликт путем применения силы. Это допускается международным правом. Более того, все три страны-сопредседателя МГ – Франция, США и Россия — зачастую сами применяют силу для урегулирования своих национальных интересов. В условиях отсутствия перспектив на переговорном фронте Азербайджан будет продолжать операцию, пока не обеспечит безопасность своего населения.

— Насколько сегодняшние заявления международных акторов по ситуации в Нагорном Карабахе можно считать справедливыми?

— Думаю, что это больше двойные стандарты, чем незнание проблемы. Все хорошо знают проблему, но на многое закрывают глаза. Отсутствие в таких заявлениях упоминания резолюций Совбеза ООН – очень серьезное упущение. Многие заявления носят нейтральный, формальный характер, речь в них идет о приостановке военных действий и возобновлении мирных переговоров. Это стандартная дипломатическая формула. Однако возникает вопрос – какие переговоры мы должны возобновить. Ведь именно Армения отказалась от переговоров. В этих условиях армянская сторона должна четко заявить, что отказывается от каких-то предварительных условий и готова осуществить субстантивные шаги по деоккупации азербайджанских территорий. Пока этого нет, военные действия будут продолжаться.

— Как вы можете прокомментировать заявление президента Франции (члена Минской группы ОБСЕ) Эммануэля Макрона, который подверг критике турецкую дипломатическую поддержку усилий Азербайджана по освобождению своих земель?

— Заявление Макрона ставит под сомнение статус Франции как посредника. Поэтому если Макрон лично не разъяснит  отношение к резолюциям Собеза ООН, к провокационным действиям Армении, то наше возвращение к переговорному процессу в рамках Минской группы ОБСЕ, где сопредседательствует Франция, будет бесперспективным.

— Почему армянские военные обстреливают мирное население?

— Они хотят нанести Азербайджану не только материальный ущерб, но и моральный. Такая тактика применялась и в 1992-1993 годах, чтобы очистить азербайджанские территории от этнических азербайджанцев. Элементы провокации просматриваются и в том, что Армения осуществляет военные действия также со своей территории. Например, обстрелы Азербайджана ведутся из Гориса. Сегодня обстреливался Шамкир. Это делается для того, чтобы затянуть азербайджанские вооруженные силы на свою территорию и тем самым привлечь третьи силы.

— Как бы вы охарактеризовали, заявление премьер-министра Армении Никола Пашиняна о том, что Армения борется с международным терроризмом, который угрожает США, Ирану, России, Франции?

— Всем известно, что Азербайджан приложил огромные усилия в борьбе с терроризмом, поддержав операции США и НАТО в Афганистане, в Ираке. Азербайджан помогает разведданными международным структурам и иностранным партнерам. Поэтому кроме пропагандистского трюка заявление Пашиняна не имеет под собой никакой почвы. Зато если вспомнить историю, то всем известна связь армянских националистов и терроризма.

— Почему авторитетные издания решились разместить фейки о сирийских наемниках?

— Тенденциозное освещение конфликта началось не сегодня и не вчера. Эти традиции уходят глубоко в историю. Точно так же освещались события 1905-1906 годов, когда шли столкновения армян и азербайджанцев. Я это объясняю существующими на Западе стереотипами исламофобии, к которым в последнее время добавилась еще и тюркофобия. Этот феномен хорошо известен историкам и социальным антропологам.

 www.rus.com.az

LEAVE A RESPONSE

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *