Сопредседатели Минской группы ОБСЕ выступили с заявлением по итогам московской встречи глав МИД России, Азербайджана и Армении. Однако, вопреки ожиданиям, в тексте нет ни слова о графике вывода армянских войск с оккупированных территорий Азербайджана. МГ ОБСЕ призвала принять необходимые меры по соблюдению режима гуманитарного прекращения огня.
Содержалась и фраза о том, что сопредседатели работают со сторонами по существенным вопросам процесса политического урегулирования в Нагорном Карабахе с целью достижения переговорного решения.
Известный российской общественный деятель, политолог, генеральный директор Института политических исследований Сергей Марков, к которому обратилась за комментарием Media.Az отметил, что сопредседателям Минской группы ОБСЕ сейчас не до нагорно-карабахского конфликта, и их заявление, во многом, было инициировано президентом России Владимиром Путиным: «Франция и США мало помогают в решении карабахской проблемы, но, слава Богу, что не сильно мешают. Посредником может быть Россия, которая играет огромную роль».
— Несмотря на договоренности о прекращении огня по гуманитарным соображениям, звучат выстрелы…
— Здесь есть эффект нестабильного равновесия, как бы я это назвал. Ясно, что военный перевес на стороне Азербайджана. В Армении же верят в свое контрнаступление. Так что сейчас определяется ситуация именно на поле боя.
Есть и политическая интрига. Насколько мы понимаем, премьер-министр Армении Никол Пашинян склоняется к тому, чтобы подписать договоренности о выводе в кратчайшие сроки армянских вооруженных сил и начать передачу районов вокруг Карабаха, на чем настаивает Азербайджан. Все это лежит в основе «мадридских принципов» и «казанской формулы». Но он боится, что в этом случае его свергнут или даже расстреляют. Ему нужны от России гарантии защиты. Но зачем России его защищать?
Никол Пашинян считается прозападным, проамериканским, врагом России. Так что если его свергнут, то так тому и быть. Сейчас могут происходить какие-то закрытые переговоры между Москвой и Пашиняном. Еще раз повторюсь: Пашинян хочет гарантий, которые Москва не готова ему дать. Так что поле боя должно окончательно подтвердить, чья возьмет.
— Но ведь, еще раз отмечу, заключено формальное перемирие…
— Оно имеет гуманитарный характер и больше формальное, как вы правильно сказали. Стороны используют его для отдыха, перегруппировки.
— А что вы можете сказать о роли Турции? Глава МИД Армении называет его негативной, а министр иностранных дел России говорит о консультациях с Анкарой и поддержке московских договоренностей.
— Мне кажется, что роль Турции – в усилении позиции Азербайджана. И еще важный момент – Анкара и трубопроводы (идущие из Азербайджана в Грузию и Турцию – ред.). Армения не наносит сейчас удары по нефте – и газопроводам, так как боится турецкой реакции.
www.rus.com.az