Ханде Харманджи: У правительства Азербайджана есть и твердое желание противостоять пандемии, и возможности для этого
Азербайджан одним из первых в регионе начал вводить эпидемиологические и социальные меры, которые при отсутствии вакцины и лекарств сегодня – единственный инструмент для сдерживания пандемии. Мы все, конечно, знаем, что это – мытье рук, респираторный этикет, маски и физическая дистанция. И, хотя эти меры весьма просты, они должны носить системный характер и внедряться на национальном уровне. Oб этом глава азербайджанского офиса Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Ханде Харманджи сказала в интервью Новостям ООН.
Она напомнила, что в Азербайджане еще в начале марте закрыли школы и постепенно стали ужесточать эпидемиологические и социальные меры. Был введен карантин, людям было велено не выходить из дома, были закрыты многие офисы. После лета эти мера были смягчены.
«У ВОЗ есть хороший метод отслеживания ситуации в любой стране – такой сводный индекс, который отражает, где и какие меры принимаются и каков уровень заболеваемости. И оказалось, что там, где меры ужесточаются, сокращается число новых случаев COVID-19. Но интерпретировать эти данные не так-то просто – не надо забывать, что тогда приближался летний сезон, в летом число новых случаев уменьшилось по всему миру, так что, вероятно, этот вирус носит сезонный характер. Сейчас, например, с приходом зимы, число заражений снова растет.
Тем не менее, рекомендуемые ВОЗ эпидемиологические и социальные меры доказали свою эффективность. Также страны могут учиться друг у друга, и ВОЗ всячески способствует обмену положительным опытом. Азербайджан тоже присматривается к тому, что делают страны региона. Например, Азербайджан имеет очень тесные связи с Турцией, и страны с самого начала обменивались информацией и ноу-хау на уровне министерств здравоохранения.
Азербайджан очень серьезно прислушивается к рекомендациям ВОЗ, и мы всячески помогаем реализовать их на всех этапах медицинского обслуживания. Надо понимать, что ВОЗ предоставляет научные и технические рекомендации, но их выполнение – дело каждой конкретной страны, власти которой учитывают специфику ситуации – это и структура общества, культурные особенности, степень допустимости определенных мер и так далее. Азербайджан так же пытается найти общий знаменатель с рекомендациями ВОЗ.
Я хотела бы отметить два важных успеха. Они создали цифровую систему отслеживания заболеваемости и эпидемиологической обстановки, причем буквально за три месяца. Это большое достижение. Оно говорит о том, что у правительства есть и твердое желание противостоять пандемии, и возможности для этого.
Хочу еще отметить хорошую координацию действий всех заинтересованных сторон на национальном уровне. Понятно, что справиться с такой чрезвычайной ситуацией силами одного только Министерства здравоохранения невозможно, тут должны быть подключены самые разные министерства. В Азербайджане создали оперативный штаб на уровне премьер-министра, который объединил различных министров и из замов с тем, чтобы они могли более эффективно сотрудничать и координировать ответные меры».
Отвечая на вопрос относительно ситуации в здравоохранении в связи с недавним обострением карабахского конфликта, Х.Харманджи напомнила, что после подписания заявления о прекращении огня в Карабахе на улицы вышло огромное количество людей, которые размахивали флагами, скандировали, пели. «А мы знаем, что во время пения разлетается слюна, что очень опасно. Я смотрела из окна — люди были повсюду, в основном молодежь — меня это очень встревожило. Думаю, что после инкубационного периода, а это одна-две недели, мы станем свидетелями вспышки инфекции».
Она также сообщила о том, что в ВОЗ намерены вернуться к формату встреч с правительством, которые до конфликта проходили каждые две недели, с тем чтобы оказать более активную техническую поддержку. «Мы и раньше помогали властям – особенно в том, что касается готовности больниц. Сейчас необходимо заново провести оценку ситуации и предпринять необходимые шаги.