Мир на Южном Кавказе имеет решающее значение для развития торговых связей между ЕС и Востоком
Подписание на прошлой неделе Всеобъемлющего инвестиционного соглашения между ЕС и Китаем открывает новые торговые возможности между двумя мировыми экономическими центрами. Еще месяц назад единственный жизнеспособный сухопутный торговый маршрут из Китая в Европу проходил через Центральную Азию. Теперь же открытие нового сухопутного транзитного маршрута через Южный Кавказ с окончанием конфликта в Нагорном Карабахе в ноябре прошлого года может резко сократить время перевозки грузов с нескольких недель до нескольких дней. Если ЕС хочет извлечь из этого пользу, он должен быть заинтересован в сохранении и укреплении мира в регионе Южного Кавказа.
Hаличие огромного потенциала, имеющегося у Европы в связи с окончанием военных действий между Арменией и Азербайджаном, красной нитью проходит в статье азербайджанского эксперта Ильхама Нагиева, опубликованной в издании EU Reporter. Несмотря на дипломатическое неучастие Евросоюза в процессе ноябрьского перемирия, Брюссель может помочь установить стабильность в регионе, имеющем решающее значение не только для углубления его торговых связей с Восточной Азией, но и для обеспечения его энергетической безопасности. В канун Нового года, к примеру, началась коммерческая продажа азербайджанского газа Европе посредством Южного газового коридора. Это, к слову, ключ к энергетической диверсификации ЕС, а также к поставкам относительно экологически чистой энергии в балканские страны, которые по-прежнему большей частью зависят от экологически грязного каменного угля.
Путь к прочному миру лежит через экономическое сотрудничество. Восстановление региона, находившегося под оккупацией армянских сепаратистов на протяжении почти 30 лет — большая задача. Инфраструктуры там нет пока никакой, сельскохозяйственные угодья пришли в упадок, а некоторые районы полностью опустели. Несмотря на то, что Азербайджан является богатой страной, он все же нуждается в деловых партнерах, чтобы в полной мере реализовать программу экономического возрождения этих территорий. Президент Азербайджана уже объявил, что в восстановлении региона предпочтение будет отдано компаниям из дружественных государств.
С возвращением Азербайджаном контроля над своими землями открывается путь к переформатированию отношений также между недавними врагами — Азербайджаном и Арменией. Это может привести к общему процветанию в самом Карабахском регионе Азербайджана. Это также открывает двери для институциональных инвесторов, таких как Европейский банк реконструкции и развития.
Уставы компаний запрещали работать на территориях, находившихся под контролем армянских сепаратистов. Это, в свою очередь, мешало частным инвестициям. Не имея других вариантов, марионеточный анклав впал в зависимость от помощи или инвестиций со стороны оккупировавшей его Армении, которая эксплуатировала этот регион для решения своих экономических проблем. Действительно, если что-то и могло быть экспортировано из ранее оккупированного региона, то прежде чем двигаться дальше, продукция должна была попасть сперва в Армению, чтобы получить здесь маркировку «сделано в Армении».
Это само по себе было неэффективно и незаконно. Но, что еще хуже, интеграция Еревана в мировую экономику была слабой: большая часть его торговли — с Россией и Ираном; границы с Азербайджаном и Турцией закрыты из-за его поддержки сепаратистов. С прекращением оккупации сама Армения может теперь преобразиться, если не пойдет по ложному пути. И может стать страной, созревшей для инвестиций и развития. Являясь мировым лидером в высокотехнологическом земледелии, ЕС мог бы предоставить техническую экспертизу и инвестиции, чтобы возродить здесь производства и укрепить продовольственную безопасность обеих стран, в первую очередь Армении, где показатель составляет всего-то 15%.
Аграрная продукция стран региона может пойти на экспорт на перспективные рынки, в частности в Европу. Транспортные маршруты в регионе проходят неудобными зигзагами не из-за географии, а из-за конфликта и его политико-логистических последствий. Освобождение территорий и переформатирование отношений между недавними сторонами конфликта могут выправить ситуацию. Тогда и сама Армения сможет быть реинтегрирована в экономику региона Южного Кавказа и за его пределами. Этот шанс экономической консолидации имеет решающее значение для будущего региона.
Хотя ЕС пока ощущает себя оставленной в стороне от политических процессов, это не должно останавливать его от протягивания руки экономического сотрудничества. Долгосрочный мир даст толчок развитию всего региона. А развитие, в свою очередь, возможно только в условиях мира, подытоживает автор свой анализ.
Rus.com.az