Сейчас Никол Пашинян уже не особо востребован, он сам это понимает — ИНТЕРВЬЮ ИЗ РОССИИ
Армению продолжает штормить. Лидер Движения по спасению Родины Вазген Манукян открыто призвал армию восстать. Произошло это уже после того, как действующий премьер Никол Пашинян заявил о попытке военного переворота в стране. Напомним, что генеральный штаб вооруженных сил Армении потребовал отставки Пашиняна. При этом министерство обороны заявило о недопустимости вовлечения армии в политические процессы.
Любопытно, что в числе первых попытку переворота в Армении осудила Турция. «Где бы в мире не происходил переворот, мы это осуждаем… Не только свержение правительства с помощью армии, а даже призыв с ее стороны — это неприемлемо». С таким заявлением выступил глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу.
Некоторые аналитики посчитали, что поддержка Турции пойдет во вред как раз Николу Пашиняну, которого и без того «обзывают» турком. Появилась даже версия, что Анкара сделала это специально, чтобы еще больше пошатнуть позиции Пашиняна. Между тем, директор российского Центра изучения новой Турции Юрий Мавашев так не считает. В беседе с Media.Az эксперт отметил, что позиция Турция была вполне ожидаемой.
«Руководство занимает последовательную линию по категорическому неприятию госпереворотов как формы, инструмента или метода политической борьбы. Это связано с внутренней повесткой Турции, поскольку правящая Партия справедливости и развития (ПСР или АКР) сделала многое, чтобы отстранить армию от политического процесса в своей стране. Отсюда аллергия на любые перевороты, где бы то ни было. Чем бы не руководствовались сторонники переворотов, даже если среди них есть лояльные Турции люди — Анкара всегда будет против. Для Реджепа Тайипа Эрдогана и его партии неприятие переворота как жанра — это аксиома», — отметил Юрий Мавашев.
— Никола Пашиняна, подписавшего заявления по Карабаху и, фактически, являющегося гарантом со стороны Армении, сейчас пытаются снести. Пашинян продолжает оставаться нужным для других заинтересованных и участвовавших в урегулировании стран? Я имею ввиду Азербайджан, Турцию и Россию.
— Мне близка точка зрения, согласно которой какая-то «часть Кремля» пытается убрать Пашиняна, заручившись поддержкой второго президента Армении, представителя карабахского клана Роберта Кочаряна. Кстати, возможно, Кочарян даже сам, так скажем, напросился.
В целом, было очевидно, что Никол Пашинян был оставлен на своем посту на тот период, когда нужно было имплементировать договоренности. Сейчас Пашинян уже не особо и востребован, он сам это понимает. Армянский премьер будет сопротивляться. Вспомните укол в сторону Кремля, когда Пашинян сказал о слабой эффективности ракетных комплексов «Искандер». Это все неспроста и свидетельствует о пикировке с представителями российской элиты. Так что вопрос его ухода, может и не в краткосрочной перспективе, скорее всего, решен.
Но любой результат нынешних протестов, даже если Пашинян устоит, или если его снесут, будет вреден для России.
— Почему?
— Официально Россия все-таки поддерживает Пашиняна, хотя бы как «армянского гаранта» выполнения договоренностей от 10 ноября 2020 года. При этом какая-то часть элиты поддерживает тех, кто пытается устроить переворот в Армении. А это плохая история для СНГ, ОДКБ, для всех. В целом, любые разговоры о том, что Москва стоит за теми или иными сторонами конфликта — негатив для РФ.
Отдельный момент, на который стоит обратить внимания: те, кто пытается свергнуть Пашиняна – это «ястребы», радикалы. Удержать от чего-то нынешнего премьера Армении Россия может. Но как повлиять на «ястребов»? Тот же Роберт Кочарян или военные могут дать обещание улице, которая их приведет к власти. И они будут вынуждены это обещание выполнять.
— Влиятельное издание The Economist опубликовало статью про отношения между Россией и Турцией. В материале отмечается, что Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган сформировали «братство жесткой силы». При этом и Москва, и Анкара являются непосредственными участниками карабахского урегулирования и следят за соблюдением заключенных договоренностей…
— Отвечу коротко. Я считаю, что то, о чем написал The Economist – верно, но относится это к периоду президентских каденций Путина и Эрдогана. Так что нужно будет приложить немало усилий, чтобы взаимодействие и взаимопонимание такого уровня было сохранено в дальнейшем. Вопрос совсем не праздный, учитывая, что в России и в Турции намечается транзит власти в одно время, в 2023 году.
Rus.com.az