Несмотря на спад экономики и длительные локдауны, заметно сократившие потребительскую активность на азербайджанском автомобильном рынке, в минувшем году в стране заметно возрос импорт легковых автомобилей. Влияние глобального негатива стало ощутимым в начале 2021 года, в связи с сокращением импорта. Но с учетом массовой вакцинации, дающей надежду на беспрерывную работу площадок по торговле автомобилями, уже с апреля в данном сегменте наметятся позитивные тенденции. Эти прогнозы вполне оправданы с учетом мер по поощрению ввоза электромобилей и гибридов, а также планов пересмотра таможенных пошлин на импорт новых машин и перемен в сфере банковского автокредитования, пишет Caliber.Az.
Как свидетельствует статистика, глобальный негатив сказался на автомобильном рынке Азербайджана в гораздо меньшей мере, чем это можно было предположить еще не так давно. Согласно данным Госкомтаможни (ГТК), в кризисном 2020 году в страну было импортировано 53 729 тысячи транспортных средств, что на 12% больше, чем в сравнительно благополучном 2019 году.
То есть вызванные карантинными мерами кризис ряда отраслей ненефтяного сектора, сокращение доходов страны от экспорта нефти и другие факторы, оказались не столь смертельными для местного авторынка. Для сравнения, после энергетического кризиса 2014-2016 годов, импорт автомобилей в Азербайджан рухнул с рекордных 104,3 тысячи в 2013 году до пяти тысяч автомобилей в 2016 году.
Столь разительные отличия кроются в изменившейся структуре рынка и макроэкономической стабильности в стране. В 2020 году удалось избежать главной опасности — девальвации маната, кроме того, в отличие от кризиса шестилетней давности, местный авторынок уже не был связан со сферой автокредитования, свыше 90% импорта и продаж приходилось на подержанные автомобили, где доля банковских кредитов исчезающе мала.
Влияние кризисных процессов стало ощущаться в январе-феврале текущего года, когда на 34,7% сократился реэкспорт автомобилей из Грузии, а поставки из Турции снизились на 11,5%. Традиционно на долю Грузии приходится ввоз недорогих подержанных автомобилей, из Турции, напротив, большей частью поступают новые машины. Свою роль в сокращении импорта сыграли война в Карабахе и длившийся с декабря по январь локдаун, препятствующие работе авторынка, а также избыток предложения на сравнительно малоемком внутреннем рынке.
Но с учетом ожидаемых в этом году перемен, структура местного авторынка качественно изменится. По инициативе правительства в стране будут прилагаться максимум усилий по поэтапному наращиванию импорта и продаж новых, экологически безопасных автомобилей и сокращению доли подержанных иномарок. Причем акцент сделан на электромобили, ввоз которых в страну освобожден от уплаты 15%-ной пошлины. Аналогичные меры планируется предпринять и в отношении гибридов, при этом в будущем в данном сегменте не исключены послабления по уплате НДС, а также обнуление пошлин за их регистрацию.
Однако, доля легкового электротранспорта в объемах продаж все еще предельно мала, соответственно, в отчете Кабмина за 2020 год отмечена возможность пересмотра таможенного и налогового бремени в отношении бензиновых и дизельных машин. Речь в данном случае идет только о новых автомобилях, наиболее сократившемся сегменте на местном рынке. В этих же целях, в текущем году в стране стартует работа по применению стимулирующих мер в целях выделения льготных банковских кредитов на приобретение новых машин. Целевая поддержка банкам должна позволить снизить процентную ставку, сократить первоначальный взнос, тем самым увеличить угасший с 2015 года интерес потребителей к банковскому автокредитованию. В этих же целях возможны перемены в области расширения лизинговых программ. В недалекой перспективе, драйвером роста продаж новых автомобилей для нужд госструктур могут стать масштабные восстановительные работы на освобожденных территориях в Карабахском регионе.
Что касается вторичного рынка, то по мнению экспертов послаблений здесь ожидать не стоит. «В целях обеспечения экологического баланса транспортные средства, срок эксплуатации которых превышает пять лет, не должны ввозиться в страну или должны облагаться очень высокими налогами для снижения их импорта», — считает председатель Государственного таможенного комитета Сафар Мехтиев. Примечательно, что схожие меры уже предпринимались в апреле 2014 года, когда был введен запрет на ввоз в страну автомобилей, не соответствующих экологическому стандарту Евро-4.
«В целом, вторичный рынок возрождается после спада в 2020 году из-за невозможности функционирования авторынков в условиях карантина, и сегодня наблюдается некоторая активность брокеров и покупателей. В январе-марте этого года цены на рынке автомобильного секонд-хенда преимущественно сохраняли стабильность, но с апреля возможен 5-10%-ный рост цен, с учетом повышения спроса, расходов на логистику и сезонного фактора», — полагает эксперт Эльданиз Джафаров.
География поставок подержанных машин также меняется. Если еще не так давно основной объем поставок осуществлялся из Грузии, то сегодня все большее число предпринимателей самостоятельно заказывает их через торговые онлайн-платформы США, Европы, Азии. Причем после вступивших в силу в 2019 году изменений в Налоговый кодекс, увеличивших ставку акциза для легковых автомобилей с объемом двигателя до 2000 куб/с на 50%, предпочтение отдается автомобилям со сравнительно небольшим объемом двигателя. По оценкам экспертов, в 2021 году малолитражки по-прежнему будут хитом продаж.
Rus.com.az