Изгнанные войной азербайджанцы: «Мы готовы жить на освобожденных территориях даже в палатках»
В 1993 году молодая азербайджанка Рамзия Шарифова вместе с семьей бежала в Иран, спасаясь от армянской армии, захватившей и сжегшей дотла ее деревню. Спустя почти 30 лет она собирается вернуться домой, рассказывает французский общественный международный телеканал France24. 47-летняя библиотекарь Рамзия Шарифова — одна из почти миллиона азербайджанцев, бежавших из Нагорного Карабаха и прилегающих районов Азербайджана в начале 1990-х годов.
После распада Советского Союза армянские силы захватили контроль над регионом в ходе жестокой войны, в результате которой десятки тысяч человек погибли и сотни тысяч были вынуждены покинуть свои дома. В сентябре прошлого года неурегулированный конфликт вновь обострился. За шесть недель ожесточенных боев азербайджанская армия освободила большую часть своей территории, утраченной страной в 1990-х годах. Мирное соглашение, достигнутое при посредничестве России, позволит людям, давно покинувшим свои дома, вернуться домой.
«Не могу описать чувства, которые переполняли меня, когда объявили, что мой родной Зангилан возвращен, — сказала Шарифова в интервью с AFP. — Я заплакала. Это были слезы радости из-за освобождения наших земель, но также и печали из-за погибших солдат».
Через несколько дней после бегства в Иран в октябре 1993 года семью Шарифовой из восьми человек отправили обратно в Азербайджан. Сначала они жили в вагоне товарного поезда, затем на протяжении десяти лет в двух комнатах административного здания в Баку, выделенного правительством для размещения перемещенных лиц. Сейчас она живет в большой и удобной квартире, но очень хочет вернуться домой, ожидая сигнала от властей о том, что территория района очищена от мин и можно возвращаться. «Я хочу принять участие в восстановлении моего села», — говорит Шарифова.
Миллиарды на восстановление
Власти в Баку пока не объявили, когда люди смогут вернуться. Сейчас проводятся работы по очистке освобожденных территорий от мин и ремонту разрушенной в ходе боевых действий инфраструктуры. В администрации президента Ильхама Алиева заявили, что на восстановление освобожденных во время войны территорий потребуются миллиарды долларов.
41-летний Рамиль Гусейнов, бежавший из Кельбаджарского района еще подростком, отмечает, что он прожил 27 лет с единственной мечтой — вернуться домой. «Мы были изгнаны с наших исконных земель», — рассказывает Гусейнов, который живет в Баку и работает государственным служащим в Госкомитете по работе с беженцами и вынужденными переселенцами Азербайджана.
Кельбаджарский район был почти полностью населен азербайджанцами до того, как армянские силы изгнали их в 1993 году. После того, как в прошлом году азербайджанская армия освободила этот район, Рамиль был потрясен видеоматериалами, на которых видно, что поселившиеся в Кельбаджарском районе армяне сжигают дома вместо того, чтобы просто оставить их. «Армяне жили в наших домах, а когда уезжали, сожгли дома, вырубили деревья в наших садах и лесах, разрушили дороги», — сетует он.
Колыбель культуры
Во время прошлогоднего конфликта азербайджанская армия одержала важную стратегическую и символическую победу, взяв под контроль город Шуша. Она считается культурной столицей страны. Рамиг Магеррамов, который был главврачом шушинской больницы перед тем, как покинуть город 30 лет назад, сказал, что с тех пор не прошло и дня, чтобы он не думал о возвращении домой. Перед войной 1990-х годов Шуша была известна своей культурой и архитектурой, там соседствовали старинные мечети и церкви, которые посещали азербайджанцы-мусульмане и армяне-христиане.
После мирного соглашения Магеррамову удалось ненадолго съездить в Шушу в ноябре, но он лишь обнаружил, что его дом и дома нескольких соседей полностью разрушены. Сидя во дворе своего одноэтажного дома в поселке для перемещенных лиц под Баку, Магеррамов выразил надежду, что однажды Шуше «вернется ее прежняя красота». 73-летний мужчина сказал, что это может занять много времени, но это не помешает азербайджанцам вернуться: «Мы готовы жить там даже в палатках».