Сегодня все передовое человечество озабочено проблемами глобального потепления, ухудшением состояния окружающей среды, и, как следствие, угрозой исчезновения редких видов животных. Во многих странах реализуются масштабные проекты, призванные не допустить усугубления ситуации. Не последнюю роль в деле борьбы за сохранение окружающей среды играет и Всемирный фонд дикой природы (WWF).
Об особенностях деятельности Фонда в Азербайджане, а также о проблемах природоохранной сферы в нашей стране журналист АЗЕРТАДЖ побеседовал с директором Азербайджанского представительства Всемирного фонда дикой природы Эльшадом Аскеровым.
На территории Азербайджана обитает около 15 особей Кавказского леопарда
— Какие цели ставит перед собой представительство Всемирного фонда дикой природы в Азербайджане?
— Прежде всего, отмечу, что в мировом масштабе деятельность WWF охватывает решение проблем в таких областях, как глобальное изменение климата, лесные ресурсы, водные, морские и прибрежные экосистемы, сохранение исчезающих видов, утилизация токсических отходов и, наконец, устойчивое развитие человечества в гармонии с окружающей средой. В Азербайджане с момента открытия представительства организации в 2003 году основным направлением деятельности было выбрано сохранение редких и исчезающих видов животных, восстановление лесных экосистем, поддержка Особо Охраняемых Природных Территорий (ООПТ) и т.д.
— Что в этом направлении делается?
— Приоритетным для нас было и остается сохранение популяции кавказского леопарда. Замечу, что всего на Кавказе, включая территории прилегающих российских республик, северо-восточной Турции, части северо-западного Ирана и трех стран Южного Кавказа, осталось не более 50 особей этого редчайшего вида, из которых на территории Азербайджана обитает около 15 особей. Ареал обитания вида охватывает Талышские горы, Зангезурский хребет в Нахчыване, нагорную часть Карабаха, территорию прилегающую к Мингячевирскому водохранилищу.
Для того, чтобы леопарда не постигла печальная участь туранского тигра, истребленного в первой половине 20 века, государством проводится целый комплекс необходимых работ. Свою посильную лепту вносит и наша организация.
Поскольку главной причиной сокращения популяции леопарда является браконьерство, основной упор делается на усиление охраны мест обитания животных. Так, Зангезурскому и Гирканскому национальным паркам в свое время мы оказали техническую помощь для усиления патрулирования — передали автомобили, полевое обмундирование, средства связи и т.п. Проводим разъяснительную работу среди населения, организовали летние эко лагеря для школьников из близлежащих районов, где специалисты рассказывают ребятам о необходимости бережного отношения к окружающей среде. В содружестве со специалистами из соседних республик проводим мониторинг популяции вида и т.д.
Особенности национальной охоты
— Как жители близлежащих к местам обитания леопарда районов относятся к столь опасному соседству?
— Леопарды в тех местах столь редки, что шансов столкнуться с ними у людей, практически нет. Основное недовольство у местного населения могут вызывать случаи нападения леопардов на домашний скот. Однако это не значит, что хищники заходят в населенные пункты и проникают на скотные дворы. Особенностью местного животноводства является то, что нередко стада беспризорно пасутся на отдаленных пастбищах. Так что домашний скот часто сам забредает на территорию обитания леопарда и, естественно, попадая в поле зрения хищника, становится потенциальной добычей.
Чтобы предотвратить негативное отношение населения к соседству с леопардом, нами планируется претворение в жизнь компенсационной программы, направленной на погашение возможного урона, причиняемого хищником скоту. Каждый такой случай, о котором хозяин домашней скотины сообщает региональному представителю WWF, тщательно нами расследуется, и если подтвердится, что животное задрал именно леопард, хозяину планируется возмещение ущерба.
Отмечу, что за последние 16 лет таких достоверных прецедентов было всего два. Нередки были случаи заведомо ложных заявок. В целом же леопарду вполне хватает своей обычной добычи — горных баранов, косуль, безоаровых козлов, кабанов, зайцев и прочей живности.
— А были ли в Азербайджане случаи нападения леопардов на людей?
— В природе это очень осторожные хищники и встреч с людьми они тщательно избегают. Однако были зафиксированы случаи спровоцированной агрессии леопарда против человека. Мне известно о трех таких случаях, произошедших в 90-е годы прошлого столетия. Так, в Нахчыване охотники шли по следу леопарда, животное затаилось и, из укрытия набросилось на одного из преследователей. Выстрелами в воздух леопарда быстро удалось прогнать. Обошлось без жертв. Аналогичный случай приключился с охотниками в Лянкяране. Там раненый охотником зверь атаковал мужчину. Его товарищу удалось пристрелить животное. Пострадавший затем в течение полугода залечивал полученные раны.
А в Астаре мужчина, уверенный, что накануне леопард задрал его корову, пошел с ружьем по следу хищника, настиг его и выстрелил. Раненое животное набросилось на охотника, схватившись, леопард и человек скатились с невысокого утеса. Леопарду удалось уйти. Мужчина отделался испугом и нешуточными ранами. Кстати, сегодня этот смельчак, Бабахан Рахманов, является волонтером нашей организации и ярым сторонником защиты леопардов.
Как видим, виновниками агрессии во всех описанных случаях были люди. Последний же случай в Азербайджане стычки человека с леопардом со смертельным исходом был зафиксирован в научной литературе в начале прошлого столетия в Лерике. Раненому леопарду удалось тогда убить одного из охотников.
Хотя кавказский леопард и крупнее своего африканского собрата, однако, перед коварством браконьеров абсолютно беззащитен.
Из всего можно извлечь прибыль
— Безусловно, кавказский леопард является украшением фауны Азербайджана. А какие еще редкие виды животных обитают в наших лесах и нуждаются в защите?
— Таких видов множество, и многие из них занесены в Красную книгу Азербайджана, впервые выпущенную еще в 1989 году. К сожалению, их список во втором издании этой книги, которое вышло в 2013 году, пополнился новыми видами. В их числе безоаровый козел, муфлон, серна, рысь, полосатая гиена и др. Одним из представителей нашей фауны, пополнивших печальный список исчезающих видов, стал и кавказский благородный олень, который раньше встречался также на Малом Кавказе, в Талышских горах и тугайных лесах вдоль Куры. На Малом Кавказе олени исчезли еще в 80-х годах XIX столетия. В Талышских горах последнего оленя убили в 1922 году, в прикуринских тугаях в незначительном количестве (около 10 особей) они сохранились в Караязском заповеднике. Хотя методом реинтродукции в Гёйгёльском заповеднике и удалось восстановить популяцию оленя, но вследствие армянской агрессии популяция практически исчезла и в этом прифронтовом районе.
В настоящее время жизнеспособные популяции оленя остались лишь в Загатала-Балакенском и Габаля-Исмаиллинском районах. Общая численность оленей в Азербайджане сегодня не превышает тысячи особей. Для защиты популяции оленя наша организация также делает все возможное. Так, Загатальскому заповеднику для усиления патрулирования мы в разное время передавали несколько лошадей, автомобиль, полевое и оптическое оборудование и т.д. Однако в труднодоступные горные участки, куда транспортом не добраться, егеря пробираются пешим ходом. Часто застигнутым темнотой лесничим приходится ночевать в лесу. Поэтому на ключевых перевалах мы отстроили и несколько егерских домиков.
— А как обстоят дела с поголовьем джейранов в Азербайджане?
— Еще один харизматичный представитель фауны Азербайджана, широко воспетый в нашем фольклоре и поэзии – джейран, был на грани исчезновения в начале 60-х годов прошлого столетия. Старые литературные сведения свидетельствуют о широком распространении и большой численности этого вида в восточном и южном Закавказье в средние века. Резкое сокращение численности и ареала джейрана началось в 30-х годах ХХ столетия, когда развитие автомобильного транспорта и применение для охоты автомашин и самолетов сделало доступным для браконьеров массовое избиение этого зверя. Во время авиаучета, проведенного учеными в июне 1960 года во всем Азербайджане была насчитана всего 131 особь джейрана. Благодаря созданию ряда особо охраняемых природных территорий, численность джейранов начала восстанавливаться и в 80-х годах прошлого века достигла 3-3,5 тысяч голов. В 2008 году WWF начал исследования возможностей для восстановления исторического ареала джейрана в Южном Кавказе. Были привлечены местные и международные организации для развития данной программы. Совместными усилиями Министерства экологии и природных ресурсов, Фонда Гейдара Алиева, общественной организации IDEA и WWF более 200 животных были реинтродуцированы на 7 изолированных участках исторического ареала вида: степи Аджиноур-Сарыджа и Мильская, Эльдарское и Гобустанское нагорья, Шаховая коса Апшеронского полуостроова, низкогорный хребет Боздаги. В окрестностях Вашлованского национального парка (Грузия) и в Кахском заказнике наблюдается наиболее удачное развитие реинтродуцированных популяций, ежегодно в течение последних 5-6 лет отмечаются молодые звери. По данным последних учетов численности в стране обитает около 7-8 тысяч газелей.
— Какое внимание уделяется охране редких видов флоры? Известно, что в Азербайджане произрастает немало редких видов растений, многие из которых – эндемики, и не встречаются больше нигде.
— Совершенно верно. Более того, у нас произрастает очень много видов лекарственных растений. Обдумывая способы эффективной защиты столь ценных представителей флоры, мы решили пойти нестандартным путем и разъяснить населению как, одновременно заботясь о сохранении видов растений, можно неплохо заработать. Для этого в Исмаиллинском районе нами был запущен пилотный проект по устойчивому использованию лекарственных растений. В рамках проекта был создан цех по переработке лекарственных растений. Среди представителей заинтересованной части населения специалистами были проведены тренинги на темы лекарственных свойств различных видов растений, о том, как правильно заготавливать растения, с тем, чтобы не прерывать естественный цикл их восстановления, методах переработки и т.д. В результате многие виды растений, к которым, в лучшем случае относились как к источнику топлива или выкашивали за ненадобностью, приобрели в глазах людей неожиданную ценность, поскольку стали приносить «старателям» стабильный доход.
— Как вы считаете, что сегодня главное в деле сохранения окружающей среды в Азербайджане?
— Прежде всего, необходимо сделать упор на экологическое образование населения, информировать людей о тех богатствах, которыми, помимо нефти, обладает наша страна. Вот парадокс, мы зачастую гораздо лучше осведомлены о том, какие виды животных обитают в Африке или Южной Америке, нежели о тех, что водятся в нашей стране. И все благодаря замечательным фильмам о животных. Не удивлюсь, если окажется, что многие наши соотечественники и не подозревали о том, что в Азербайджане водятся леопарды и гиены. Необходимо и нам взяться со всей серьезностью за пропаганду богатств флоры и фауны.
И фильм о кавказском леопарде, снятый под руководством основателя общественной организации IDEA Лейлы ханум Алиевой, лишь первая ласточка. Таких проектов должно быть больше.
Напомню, что в 2016 году на телеканале Nat Geo Wild состоялась премьера документального фильма, посвященного поискам переднеазиатского леопарда в горах Азербайджана, снятого фотографом и режиссером из ЮАР Адрианом Стейрном (Adrian Steirn). Съемки проходили на юге страны в Талышских горах на территории Гирканского национального парка. Содействие в организации поездки Адриану Стейрну и его команде оказали сотрудники Министерства экологии и природных ресурсов, а также азербайджанского представительства Фонда дикой природы. Неоценимую помощь оказали местные жители региона Талышских гор, в частности, уже упомянутый нами волонтер WWF Бабахан.
После долгих и упорных попыток съемочной группе фильма удалось получить кадры с некоторых из десяти расставленных в этой зоне фотоловушек. Специалисты распознали на полученном видео не одного, а сразу двух крупных самцов леопарда.
Эмиль Эюбов