Эльшад Мамедов: «При восстановлении освобожденных территорий Азербайджан может использовать советский опыт»
Вскоре после освобождения азербайджанских территорий от оккупации в Баку объявили, что населенные пункты региона будут восстанавливаться на основе концепции «умного села» при помощи самых современных технологий, что, в частности, устранит разницу между городом и деревней в вопросах обслуживания, заработка и получения государственных услуг. В интервью «Вестнику Кавказа» перспективы создания «умных сел» и реализации других проектов на освобожденных территориях прокомментировал экономист, профессор Азербайджанского государственного экономического университета UNEC Эльшад Мамедов.
— Почему для восстановления территорий была выбрана концепция «умного села»?
— Это вызов времени. Тот факт, что населенные пункты приходится отстраивать фактически с нуля, даже в какой-то степени облегчает задачу с точки зрения внедрения инноваций. Разрушение существующей инфраструктуры всегда создает проблемы для людей, а здесь речь идет о построении новой инфраструктуры, планировании рабочих мест, занятости населения в этих населенных пунктах. Мы должны относиться к этому вопросу системно, комбинировать разные направления. С одной стороны, безусловно, должны развиваться инновационные проекты («умный город», «умное село»), но вместе с тем традиционные занятия сельского населения, связанные с развитием аграрного сектора, тоже не должны быть забыты.
Если мы хотим, чтобы на освобожденные территории вернулись люди, то мы обязаны обеспечить их работой. Причем нужна квалифицированная рабочая сила, которая работала бы там. А это уже вопросы к системе образования, они связаны с подготовкой кадров, что требует немалых инвестиций. Кто возьмет на себя эти расходы, если не государство? Проекты должны опираться на практическое планирование со стороны государства, а на более низких этапах — на индикативное планирование со стороны бизнеса. Но без участия государства в этом процессе эффективности добиться невозможно.
Необходимо, чтобы города и села комбинировались с сельскохозяйственными инфраструктурными проектами. Нужно развивать и животноводство, растениеводство. Во-первых, без этого добиться массового переселения населения невозможно. Во-вторых, необходимо развивать инфраструктуру в таком формате, чтобы все категории населения по уровню доходов, по уровню квалификации могли бы быть обеспечены соответствующей работой.
— Опыт каких стран может применяться для реконструкции освобожденных земель? В ходе недавнего визита в Баку президента Белоруссии Александра Лукашенко речь шла о строительстве аграрных городков. Как вы смотрите на перспективы в этой сфере?
— Слепое перенимание опыта других стран часто приводит к серьезным проблемам. Для нас чужой опыт может оказаться фактически неприкладным. Думаю, в первую очередь мы должны опираться на собственные наработки. Сейчас, правда, немодно об этом говорить, но в Азербайджане есть уникальный опыт и строительства, и развития сельского хозяйства, и регионального развития в 1930-е годы, в послевоенные годы, когда мы фактически из руин после Великой Отечественной войны в кратчайшие сроки восстановили нашу экономику. Причем, что особенно важно, восстановили село, восстановили регионы. Если посмотреть, в каком состоянии была экономика, сельское хозяйство после Первой мировой войны и к чему мы пришли в 1930-1960-е годы, то это же огромный рывок. Этот опыт нужно использовать, планировать размещение производительных сил.
Кстати говоря, Беларусь, о которой вы упомянули, очень успешно перенимает и повторяет те позитивные тренды, которые были в советской экономике. Мы сегодня можем видеть, что Беларусь – фактически единственная страна на постсоветском пространстве, которая сохранила село в том формате, в котором оно должно быть, которая сохранила агропромышленный комплекс, которая сохранила сферы, связанные с переработкой сырья.
Азербайджан богатая страна с точки зрения природных ресурсов. Мы получали огромные прибыли от эксплуатации природных ресурсов, от природной ренты, от того, что наша сырьевая экспортная продукция – нефть, газ – валютоемкая. Но на сегодняшний день, когда речь идет об освобожденных от оккупантов территориях, когда в целом речь идет о новых вызовах в экономике, мы должны сделать упор на обрабатывающие, перерабатывающие сферы в промышленности, в сельском хозяйстве. Для этого нужно направлять в регионы рабочую силу. Трудовые ресурсы нужно обеспечить соответствующей работой. Никакой бизнес без государства с этим не справится.
Что касается международного опыта, то думаю, должен быть учтен опыт стран Юго-Восточной Азии, которые в последние годы продемонстрировали взрывные показатели экономического роста; это и Китай, и соседние с ним страны. У них много чего можно перенять. В первую очередь, это связано с тем, что на всех уровнях власти необходимо введение ответственности за принимаемые решения. Только так мы сможем добиться опережающего прироста инноваций, инвестиций. Считаю, что именно этот опыт применим для нашей страны на освобожденных от оккупации территориях.