Согласно официальным сообщениям, госсекретарь США Энтони Блинкен и глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан провели телефонный разговор, в ходе которого обсудили, наряду с палестино-израильским конфликтом, также и сотрудничество двух государств в качестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Подчеркнув при этом «необходимость долгосрочного политического урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе», передает Caliber.
Обращает на себя внимание, прежде всего, то, что столь пристальный интерес США и Франции к «Нагорному Карабаху» обозначен в условиях, когда Азербайджан последовательно и энергично восстанавливает свою международно-признанную границу с Арменией.
Последняя порой крайне болезненно реагирует на данный процесс, о чем можно судить на примере обострившейся ситуации вокруг принадлежащего Азербайджану озера Гарагель.
Несмотря на проводимые сторонами переговоры в рамках процесса уточнения границы, власти и политические круги Армении пытаются включить данный вопрос в международную повестку. И, похоже, подобное желание Армении находит отклик у ведущих держав с влиятельной армянской диаспорой.
Так, США и Франция — западные сопредседатели Минской группы ОБСЕ — открыто демонстрируют свое желание изловить рыбу в мутной воде поствоенных чаяний Армении. Чаяний, фокусирующихся как раз на уповании на МГ как структуру, способную, дескать, обеспечить армянские территориальные притязания «переговорным путем».
И надо сказать, что основания для подобных надежд сокрушенной в 44-дневной войне Армении, в войне, положившей конец почти 30-летней оккупации этой страной международно-признанных территорий Азербайджана, дают сами США и Франция.
Последнее подтверждение тому — позиция этих держав по все той же ситуации вокруг Гарагеля.
Вначале за «немедленный вывод азербайджанских войск с армянской территории» выступил президент Франции Эммануэль Макрон. Затем в унисон с ним заговорил и американский Госдепартамент, который устами своего пресс-секретаря Джалины Портер призвал Азербайджан «немедленно отвести все свои силы и прекратить дальнейшие провокации».
Таким образом, Соединенные Штаты и Франция, по сути, выступили против Азербайджана, предпринимаемых им законных шагов, направленных на демаркацию границы с Арменией.
То есть межгосударственной границы, которой, по причине оккупации Арменией территорий Азербайджана, не существовало практически с самого начала обретения государственной независимости обеих стран в 1991 году, но которая, разумеется, должна быть полностью восстановлена. Причем в формате, в котором Азербайджан и Армения стали признанной частью мирового сообщества, субъектами международных отношений.
Возникающие в связи с позицией США и Франции вопросы о том, почему они не требовали на протяжении долгих лет оккупации азербайджанских территорий вывода с них вооруженных сил Армении, а требуют сейчас от Азербайджана «немедленно отвести войска» с его же собственной территории, что вообще не устраивает их в проводимых Баку мерах по восстановлению международно-признанных границ, с какой стати эти шаги расцениваются ими как «провокации» — столь правомерные и резонные вопросы, как это ни парадоксально, неуместны ни для Вашингтона, ни для Парижа.
Потому что ими движет не желание искренне разобраться в ситуации и посодействовать торжеству справедливости и международного права в данном конкретном случае, а мотивация совершенно иного рода.
Очевидно, что США и Франция будут использовать любую возможность, чтобы напоминать о своем недовольстве тем обстоятельством, что Азербайджан вопреки их воле собственными силами освободил оккупированные Арменией земли.
О недовольстве также и тем, что на Южном Кавказе в результате военной победы Азербайджана, утвердившей его в качестве региональной державы, имеет место быть новый формат безопасности и интеграции с ключевым участием Турции и России.
С учетом этих факторов лишилась дальнейшего смысла деятельность Минской группы, которая, несмотря на ее международный посреднический мандат, изначально рассматривалась сопредседателями, включая США и Францию, исключительно в качестве инструмента реализации своих геополитических интересов.
Таким образом, этот инструмент также потерял свою актуальность в результате военной победы Азербайджана и прекращения армянской оккупации Карабаха.
Однако подобная реальность не устраивает ни США, ни Францию, которые, как говорится, ни к селу ни к городу предпочитают навязывать региону продолжение уже завершившегося в результате 44-дневной войны конфликта, требуя его «долгосрочного политического урегулирования». Разумеется, имея в виду, что в этом «урегулировании» доминирующую роль будут играть сами Соединенные Штаты и Франция.
Возобновить столь угодный для США и Франции конфликт возможно лишь поддерживая на плаву неадекватные армянские требования, прежде всего об отправленном Азербайджаном «ко всем чертям» «статусе Нагорного Карабаха». Этим, так сказать, поддержанием, и занимаются западные сопредседатели обанкротившейся вследствие своей многолетней безрезультатной деятельности МГ ОБСЕ.
Данный аспект как раз и проявился в момент выражения армянских страстей по Гарагелю, реагируя на которые Вашингтон и Париж столь наглядно напоминают о своей готовности вновь пустить в ход свое посредническое «мастерство». Не учитывая, однако, при этом один существенный момент.
Азербайджан — единственный и неоспоримый, законный выразитель воли во всех вопросах, касающихся его границ и территориальной целостности.
Эту истину он утвердил не только благодаря своей приверженности международному праву, но и демонстрации своей силы, обеспечившей ему статус победителя Карабахской войны. Попытки же отдельных мировых игроков игнорировать эти реальные жизненные обстоятельства обернутся против них самих и уж точно не помогут покровительствуемой ими Армении.
Rus.com.az