До дня голосования на внеочередных парламентских выборах в Армении осталось всего 10 дней. Основная конкуренция разворачивается между политическими силами и.о. премьера Никола Пашиняна («Гражданский договор») и второго президента Роберта Кочаряна (блок «Армения). В предвыборной кампании активно используется карабахская тематика. И Пашинян, и Кочарян считают, что в Карабахе для Армении не все потеряно.
На одной из встреч с избирателями Никол Пашинян заявил, что карабахский вопрос еще можно решить с выгодой для армянской стороны. Он возлагает надежды на Минскую группу ОБСЕ и реализацию принципа «отделение во имя спасения». Звучит это более чем странно. Впрочем, не менее удивительны и высказывания Роберта Кочаряна, который рассказывает про возможность «ассиметричной конфедерации» Армении с Карабахом (?!). Кстати, второй президент Армении открыто признал, что стратегия всех предыдущих руководителей этой страны заключалась в затягивании переговоров по Карабаху. По его словам, если бы к власти не пришло нынешнее руководство (в лице Пашиняна – ред.), армянская сторона могла вести переговоры об урегулировании конфликта еще лет 30.
Предвыборные заявления Никола Пашиняна и Роберта Кочаряна, касающиеся Карабаха в беседе с Caliber.Az прокомментировал генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов:
— Мы знаем, что в Армении есть силы, которые считают карабахский вопрос не закрытым, а отложенным на какое-то время. Но есть не только позиции России и Азербайджана, существуют соответствующие решения Организации Объединенных Наций, подтверждающие территориальную целостность Азербайджанской Республики. Так что в данном случае самым лучшим индикатором отношения международного сообщества к данному вопросу является то, что ни одна страна не признала Карабах в качестве субъекта международного права за 30 лет конфликта. Юридический статус этой территории в глазах мирового сообщества не менялся. Поэтому очень трудно представить, что может произойти что-то чрезвычайное, которое приведет к пересмотру подходов.
А идея «отделение во имя спасения», озвучиваемая Николом Пашиняном, лишь подчеркивает важность создания на территории бывшей Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджана условий для свободного развития возвращающегося туда азербайджанского населения и той части армянского сообщества, которая решит остаться. Здесь уже речь идет об обеспечении условий для социально-экономического развития и сосуществования двух сообществ. Нужно опровергнуть точку зрения, согласно которой армянское население в Карабахе не выживет без самоопределения (о чем фактически и говорит сейчас Никол Пашинян – ред.).
При этом мы не должны забывать о том, что избирательная кампания – это такой особый период для страны, когда политики зачастую дают множество самых разных обещаний и делают множество заявлений. И это не значит, что они потом будут обязательно выполнять их. Словесное соревнование между Кочаряном и Пашиняном можно списать на жесткую предвыборную борьбу, которую ведут сейчас два кандидата. Если говорить о Роберте Кочаряне, то у него личный опыт участия в боевых действиях в Карабахе, так что для него этот вопрос является очень личным. И этот аргумент он хочет использовать в ходе избирательной кампании.
— Кстати, о Кочаряне. Его слова о том, что «если бы к власти не пришло нынешнее руководство Армении, то армянская сторона могла вести переговоры об урегулировании конфликта еще лет 30», не кажутся вам подтверждением того, что Ереван просто затягивал решение конфликта и сами переговоры были бессмысленными…
— Тут уже вопрос «Что такое затягивание?». Была бы видимость прогресса приемлемой для азербайджанской стороны? Но чисто в тактическом плане Кочарян может и прав, поскольку целый ряд заявлений Никола Пашиняна мог подтолкнуть Азербайджан к поискам альтернативных вариантов решения проблемы. До Пашиняна все руководители Армении, хотя бы на словах, выражали готовность к компромиссу, была надежда на то, что диалог сдвинет ситуацию. А Никол Пашинян занял демонстративно жесткую позицию, все помнят его высказывания того периода.
— На выборах, несмотря на острую конкуренцию, скорее всего победит «Гражданский договор» Никола Пашиняна, во всяком случае, такое мнение есть у части экспертного сообщества. Перед выборами сделаны, делаются, и еще будут сделаны радикальные заявления. А что будет потом? Смогут ли армянские власти реализовать те договоренности, о которых говорится в трехсторонних заявлениях, подписанных лидерами России, Азербайджана и Армении? Речь, например, о разблокировке транспортных коридоров, в том числе и Зангезурского в Нахчыван.
— Армении будет очень трудно отказаться от выполнения положений трехстороннего соглашения. Это было бы теоретически возможно, если соотношение сил было другим, или у Армении были бы очень мощные, надежные союзники на Западе, поддержавшие ревизию этих договоренностей. Но в сложившейся военной и геополитической ситуации другого пути кроме как выполнять соглашения у Армении просто нет.
Важный вопрос — что будет дальше? Соглашения – это хорошо, но они не ставят окончательную точку. Должен быть еще политический процесс нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией, проекты трансграничного сотрудничества и т.д.
Я согласен с тем, что у Никола Пашиняна перед выборами положение предпочтительнее, чем у конкурентов, он во многом более современный политик, чем его основной оппонент. Но как он поведет себя дальше – вопрос открытый. Однако взять и хлопнуть дверью, выйдя из трехстороннего соглашения… Такой демарш приведет к печальным последствиям для Армении, учитывая, как я уже говорил, реально сложившееся соотношение сил, и все это понимают.
Rus.com.az