Маншет Общество

MK.RU: В Шушу постепенно возвращаются бывшие жители

MK.RU: В Шушу постепенно возвращаются бывшие жителиШуша – маленький городок, расположенный в самом сердце Карабаха, всего в каких-то десяти километрах от Ханкенди. Спустя почти четверть века Азербайджан в результате 44-дневной войны возвратил свои районы. Теперь задача вернуть эти территории к жизни, рассказывает в своем репортаже корреспондент mk.ru.

Сам город Шуша с его крепостными стенами был воздвигнут в 1750 году Панах Али-ханом, на горном плато площадью в три квадратных километра для охраны Карабахского ханства. С трех сторон это плато обрывается отвесными скалами высотой 70-80 метров. В 19 веке здесь жило много богатых азербайджанцев. Тут были и мечети, и церкви, и караван-сараи (восточные гостиницы и торговые дома), а также дома-музеи просветителей, поэтов, музыкантов…

Для Азербайджана этот город занимает огромное место в исторической памяти народа. В 2020 году, на 43 день Карабахской войны, над городом Шуша подняли флаг АР. Нынешняя Шуша, равно как и семь возвращенных под контроль Баку районов, находятся в ужасном, полуразрушенном состоянии. Несмотря на это в городе уже возобновили подачу электричества и воды, восстанавливают мечети, армянскую церковь и важные культурные объекты. Работают два продуктовых магазина, пекарня и банкоматы. В «город над бездной» постепенно возвращаются бывшие жители, а вместе с ними и мирная жизнь. Обычные люди, вынужденные несколько десятков лет жить вдали от Родины, настолько истосковались по ней, что готовы мириться с любыми трудностями.

Людей на улицах города совсем не много. И тут, и там на кирпичных заборах и стенах домов встречаются нанесенные баллончиком надписи с именами военных, которые в ноябре 2020 года сражались за «сердце Карабаха». Работает строительная техника. Если свернуть за мечетью направо, сразу попадаешь вглубь заброшенных жилых домов. Их двери и стены тоже исписаны. Имена бойцов здесь чередуются с надписями «Karabakh — Azerbaijan».

Бредя среди полуразрушенных пустующих зданий, к своему удивлению, замечаю пекарню. На фоне ужасающих последствий войны пышные золотистые буханки кажутся не просто хлебом. Они — как те маки на минных полях, которые встречались по дороге в Шушу, символ надежды на мир.

Возле входа несколько мужчин, у каждого в руках пакеты, из которых выглядывает только что купленный хлеб. Они о чем-то оживленно болтают и, по всей видимости, абсолютно никуда не спешат. Воздух, пропитанный ароматом свежеиспеченного хлеба, наполняет собой всю улицу. Этот запах настолько манящий, что не возможно удержаться и просто пройти мимо.

Внутри серого обшарпанного помещения несколько печей, в которых румянятся аппетитные булки и круглые, похожие на солнце, лепешки. Рядом стоят палеты с готовым хлебом. Тут же через приоткрытое окошко идет торговля.

Спрашиваю у одного из рабочих внутри, как найти хозяина, тот что-то громко кричит на родном языке.

— Здравствуйте. Вы что-то хотели? – слышу за спиной.

Мужчина преклонных лет, морщинистое лицо, волосы убеленные сединой. Хозяин пекарни, Азад Каримович, охотно соглашается поговорить.

— Я приехал в Шушу в ноябре прошлого года, — делится собеседник. — Когда президент сказал, что город освободили, я сразу для себя решил, что должен во что бы то ни стало вернуться. Это мой дом, я родился и вырос здесь. На этой земле похоронены мои предки. С 1975 года до первой карабахской войны у меня здесь тоже была пекарня и карамельный цех. Вернувшись, сразу решил, что хочу восстановить производство. Подал заявку на тендер и сам себе пообещал, что если выиграю, то буду два месяца наших военных кормить хлебом абсолютно бесплатно. Так и произошло. Потом здесь начали появляться гражданские люди, в основном это рабочие и строители, которые восстанавливают город. Я и им два месяца бесплатно хлеб давал.

— А все эти годы вы где жили?

— В Баку жил с семьей.

— Вернулись тоже с семьей?

— Нет, пока что один. Здесь нет условий, чтобы семью перевезти. Наш дом уничтожен, мне выделили комнату в доме напротив. На втором этаже.

Это здание расположено через дорогу. Длинная пятиэтажка, люди возле подъездов, на балконах развешаны вещи, видимо сохнут после стирки. А почти посередине зияет черная дыра от попавшего снаряда.

— С того времени, как вы вернулись сюда, были какие-то диверсии?

— Стреляли пару раз. Говорят, что армянские военные. Они же в открытую заявляют, что третья война будет. Но мирные люди не хотят больше войны. Но уже хватит смертей. Хотя уверен, что если все же третья война случится, Армения вновь проиграет.

— Что вы чувствовали, когда первый раз после освобождения города смогли приехать сюда?

— Я не могу описать это состояние словами, настолько были глубокие эмоции, — голос собеседника дрогнул. Его скулы заметно напряглись, а глаза заблестели. Мужчина пытался сохранять спокойствие, но слезы продолжали накатываться. — Первым делом я отправился туда, где когда-то был мой дом. От него почти ничего не осталось. Руины. Мой дом, дом брата, дом моих родителей, все разрушено. Я стоял и плакал. Потом набрал горсть земли и начал ее просто есть, говорится в репортаже.

-У вас, наверно, чувство ненависти к армянам? Ведь почти тридцать лет вы были отрезаны от родной земли, а это все же большой срок.

— Что я могу сказать? В советские времена мы все жили очень дружно. И армяне, и азербайджанцы, и русские — без разницы. А потом девяностые, и все изменилось. Соседи, жившие бок о бок десятилетиями, стали врагами. Я сейчас приехал на кладбище, а могил нет. Понимаете? Все разрушено, просто стерто с лица земли. Даже камней не осталось, ничего не видно. А у меня там отец, дед лежат. Очень тяжело это все.

У меня в Баку сосед был армянин. Хороший человек, как родственник мне был. Мы с ним дружно жили, все делили по-соседски. Вот если сейчас этот армянин пришел и сказал бы: «Я хочу здесь жить», я ничего плохого ему не смогу ответить. Хочешь мирно жить — давай жить. Но большинство не хотят мира. Говорят, что мы — враги. Но, несмотря ни на что, в моем сердце нет ненависти.

Давайте я и вас угощу. Вот этот сладкий, а это обычный. Я вам сейчас оба положу. Все подтвердят, у меня самый вкусный хлеб. Это потому что я люблю то, что делаю. А когда с любовью, то всегда хорошо получается. Весь мир на любви держится…

Rus.com.az

LEAVE A RESPONSE

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *