На фоне продолжающейся в мире пандемии коронавируса нового типа SARS-CoV-2 во многих странах стали обсуждать и даже вводить обязательную диспансеризацию для переболевших COVID-19. Известный доктор, автор книг о здоровье детей, советский и украинский врач-педиатр, ведущий телепередачи «Школа доктора Комаровского» Евгений Комаровский в беседе с Oxu.Az отметил, что как минимум у одной трети тех, кто перенес коронавирусную инфекцию, наблюдается так называемый long-ковид — «длительный ковид».
«Есть много разных проявлений: проблемы с внутренними органами, психикой, связанные именно с перенесенным коронавирусом. Это надо выявлять, за этим надо следить. Часто люди не связывают свое плохое самочувствие с тем, что они переболели коронавирусом, думают, что это усталость, или еще непонятно что. А на самом деле на сегодня есть огромное количество исследований, которые показывают взаимосвязь самочувствия человека и перенесенным им заболеванием. Правда, я не очень понимаю необходимость диспансеризации как таковой. Но надо, чтобы люди понимали, что после перенесенного коронавируса, любые расстройства состояния здоровья должен анализировать врач. Это главное», — отметил наш собеседник.
— Другой момент — коллективный иммунитет. Возможен ли он? Все чаще исследователи говорят, что выработать его невозможно. Вот уже и Швеция запрещает въезд на свою территорию жителям Израиля в связи с резким ростом заболеваемости, а ведь эта страна — один из лидеров по вакцинации. Кроме того, в Израиле начали говорить о возможности введения четвертой дозы вакцины. Третьей, так называемой «бустерной дозой» уже прививают граждан.
— Коллективный иммунитет возможен, если бы мы смогли массово вакцинировать хотя бы 90% населения. Для наших стран — Украины, Азербайджана, коллективный иммунитет совершенно недостижим. Вирус активно мутирует, в том числе и в организме людей, перенесших заболевание в легкой форме, и которые имеют невысокую концентрацию антител. Или у пожилых людей — у них не вырабатывается большое количество тех же антител. А есть еще часть населения, которое не вакцинировано. В итоге мы получаем мутации.
Возвращаясь к Израилю. Даже если там привьются 90% населения, все равно эта страна не может оградиться от всего мира. Есть палестинцы, среди которых вакцинированы менее 50%. Происходят мутации. Так что да, на сегодня, еще раз повторю, можно сказать, что коллективный иммунитет не достижим. И поэтому каждый человек должен думать о том, как защитить себя и своих близких. Есть только два варианта. Первый — вакцинация и своевременная ревакцинация «бустерной дозой». Второй — контроль за параметрами воздуха, вентиляция, маски и так далее. Ничего другого, увы, нет.
— Новые мутации коронавируса, которых уже множество, и это не только самый распространенный сейчас вариант «дельта», есть и «мю» и другие. Когда все это может остановиться? Я недавно беседовал с Георгием Пхакадзе — бывшим советником по здравоохранению генсека ООН, и он не исключил, что даже в Грузии появится «грузинский вариант». А в Китае уже заявили, что выявили «российский штамм».
— На самом деле актуальным будет только тот штамм, который станет «чемпионом» по скорости заражения от человека к человеку. Сегодня очень много штаммов, но активнее «дельты» пока нет. Все остальные варианты «дельта» будет вытеснять, это однозначно. Но как только появится более заразный штамм, то все начнется сначала.
Что касается будущего, то мы будем рассматривать коронавирусную инфекцию как грипп, сезонное заболевание. Да, каждый год будут приходить один-два новых варианта. Я лично готов к тому, что каждый год буду прививаться от коронавируса, точно так же, как каждый год прививаюсь от гриппа.
— Еще один известный ученый, проживающий в США — Алмаз Шарман, недавно озвучил три варианта развития событий в связи с пандемией. Первый — оптимистичный, это когда последующие варианты коронавируса окажутся неспособными преодолевать нашу иммунную защиту. В этом случае тотальная иммунизация в конечном итоге положит конец пандемии. Второй сценарий — коронавирус выработает определенную устойчивость к вакцинам, однако за счет потери болезнетворных свойств. И третий, неблагоприятный сценарий — мутации приведут к тому, что коронавирус выработает устойчивость к вакцинам, одновременно становясь более заразными. Какой из трех вариантов, на ваш взгляд, сейчас просматривается?
— Если коронавирус приобретет устойчивость к существующим вакцинам, то это не говорит о том, что мы не сможем создать новую, верно? Но на сегодня существующие вакцины если и не предохраняют от симптоматической болезни, то защищают от тяжелого течения и попадания в реанимацию. Они работают. И, хотя, антитела не идеально совпадают, но они помогают избежать тяжелой формы болезни.
Если появится принципиально иной вирус, когда антитела не будут срабатывать, то сегодня есть возможность быстро создать принципиально новые мРНК и векторные вакцины.
— В Азербайджане скоро начинается учебный год, при этом фиксируется рост заболеваемости COVID-19…
— … Надо начинать с вакцинации! Если человек работает в государственной школе, то он должен быть вакцинирован. Это должно быть государственной политикой. Есть американский регулятор FDA (Food and Drug Administration — ред.), эксперты которого считают, что онлайн-обучение детей приводит к огромному количеству негатива, а значит они должны идти в школу. Но при это надо обратить внимание на гигиену рук, масочный режим, соблюдение дистанции. И, самое главное — это вентиляция и проветривание помещений.
— А какие есть противопоказания к вакцинации? Кто может смело сказать, что я не могу привиться потому что у меня аллергия, проблемы с дыханием и т.д. и т.п.? Или наоборот — чем больше хронических болезней, тем важнее сделать прививку?
— Наличие проблем со здоровьем — это первоочередное показание к вакцинации. Если ты не хочешь привиться, потому что болен, значит коронавирус для тебя еще опаснее, тебя надо защитить в первую очередь. Единственное противопоказание к вакцинации — острый период инфекционной болезни. А если даже у вас температура 37,2 и сопли — идите и прививайтесь, это не проблема.
Rus.com.az