Во влиятельной израильской газете «Israel Hayom» вышла статья «Азербайджан — святая Страна огней». АЗЕРТАДЖ представляет статью вниманию читателей.
Экскурсия по улицам красивого города Баку заставит вас отключиться от постоянного образа Кавказа как восточной части Запада. На следующей неделе в столице Азербайджана пройдет гонка «Формула-1», город готовится к важному международному спортивному мероприятию. Находясь несколько часов в Баку, мы видим красивые современные архитектурные здания, огромные дворцы, освещенные широкие проспекты, рестораны со всех сторон, кафе и бары, цены в которых доступны для любого израильского туриста, посещающего Азербайджан.
Мы, израильские журналисты, приехали сюда, чтобы увидеть, понять и поближе взглянуть на территориальный конфликт, от которого Азербайджан страдает на протяжении последних 30 лет. Мы увидели сложное состояние страны, страдающей от оккупации, страны название, которой означает «земля хранящая огонь».
Баку: от гармонии — к сердцу конфликта
Мы приехали в величественную мечеть Гейдар, четыре минарета которой поднимаются на высоту 95 метров. Когда солнце освещает это архитектурное чудо, трудно не почувствовать всю религиозную силу Вселенной, возвышающихся над жизнью. Мечеть названа в честь Общенационального лидера страны, легендарного Президента Азербайджана Гейдара Алиева. Мечеть состоит из трех этажей, где также молятся женщины, вмещает 3500 человек, но самое удивительное, что мы обнаруживаем в мечети, это не огромный ковер площадью 900 квадратных метров, который сразу бросается в глаза при входе, а редкая и уникальная религиозная гармония этой замечательной страны, которую нигде в мире больше невозможно увидеть и почувствовать.
У входа в мечеть нас встречают два имама — Хафиз Аббасов (шиитский) и Ахунд Рауф (суннитский) и другие высокопоставленные представители религиозных конфессий, в том числе глава горских евреев и глава албанской католической церкви. Азербайджанцы очень гордятся тем, что являются первой светской, парламентской страной исламского мира, где существует полное разделение религии и государства.
Мысль о такой гармонии может существовать между людьми всех религий (в стране действуют 955 зарегистрированных религиозных организаций), что одновременно странно и вполне логично. «Причина, по которой это работает, и то, что здесь есть гармоничная религиозная и национальная толерантность заключается в том, что Азербайджан всегда был уникальным местом мультикультурализма», — объясняет глава Бакинского международного центра мультикультурализма Реван Гасанов. «Из-за географического расположения на перекрестке культур и религий, в Азербайджане проживают представители многих национальностей и религий, а политика мультикультурализма поднята на уровень официальной государственной политики. Президент Азербайджана Ильхам Алиев одинаково относится к представителям всех религий и проводит очень мудрую политику, которая способствует единству, миру и спокойствию между народами и конфессиями».
Мы покидаем комфортный Баку и его освещенные ночи и едем по длинным прямым дорогам к границе территорий Азербайджана, оккупированные Арменией – кровоточащей ране в сердце «Страны огней», которая физически разрывает ее на две части.
Пейзаж однородный, черная и обильная земля, несколько сельскохозяйственных поселений и дорожных станций, домашние животные на обочинах дорог, и, прежде всего, где-то на горизонте, далекие горы поднимаются как угроза сверху. В хаосе, возникшем еще до распада Советского Союза в 1988 году, этнические конфликты вспыхнули между армянским и азербайджанским населением в регионе Южного Кавказа. Это исторический факт, что 250.000 азербайджанцев были изгнаны из Армении. В феврале 1992 армянские вооруженные формирование совершили массовую резню и уничтожили в одну ночь 613 мирных жителей в азербайджанском городе Ходжалы. В результате этнической чистки, совершенной Арменией, 750.000 азербайджанцев из Нагорного Карабаха и 7 прилегающих районов были изгнаны со своей собственной земли.
Тертерский район: человеческая грусть на границе
В четырех километрах от границы с оккупированными территориями Азербайджана нас встречает дружелюбный глава Тертерского района Мустагим Мамедов.
Когда Мамедов сообщает, что во время военных действий ракеты приземлялись в Тертере со всех сторон, мы почувствовали себя как в Израиле.
Глава района отвез нас к памятнику «Марага», установленному армянами к 150-летию их переселения из Ирана и Турции на территорию Азербайджана. Победившая в русско-иранской войне Россия осуществила массовое переселение армян на территорию Азербайджана. Большая часть армян была переселена в нагорную часть древнего региона Азербайджана.
Эти события неумолимо подтверждает ряд неопровержимых фактов. Одним из наиболее весомых является возведенный в 1978-м году в селе Марага Агдаринского района Карабаха памятник в честь 150-летия переселения армян из Ирана в село Марага. Когда армяне уходили, они разрушили этот исторический памятник.
Чувство исторической справедливости является источником силы для азербайджанцев, которые с болью в сердце рассказывают о конфликте с Арменией. Во время нашего визита они снова и снова рассказывали нам историю своей страны, включая поход Александра Македонского в этот регион. Мы слышали от людей, что крупнейшее в регионе Сарсангское водохранилище, расположенное на реке Тертер на территории оккупированного Арменией Нагорного Карабаха, позволяет аккумулировать до 560 тыс. кубометров воды. В советские времена эти ресурсы выделялись на орошение около 130 тыс. гектаров земель сельскохозяйственного назначения. В период войны 1992-1994 гг. за обладание водохранилищем велись ожесточенные бои, в результате которых Армения оккупировала эту территорию, сегодня она контролирует этот водоем и перекрывает водные источники для азербайджанских фермеров и сельскохозяйственных угодий. В результате оккупации, сельское хозяйство резко сократилось, и, чтобы предотвратить кризис, азербайджанское правительство экономически стимулирует сельское хозяйство в этом регионе, предоставляя все необходимые субсидии для развития этой сферы. Вместо водных источников Сарсангского водохранилища азербайджанские фермеры орошают поля артезианской водой, которую они с большим трудом поднимают из-под земли.
Это экономическая цена конфликта для Азербайджана, который производит очень дешевую сельскохозяйственную продукцию при огромных инвестициях, получаемых из нефтегазовой прибыли страны. Именно так я понял из беседы с главой МИД Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым, который в первую очередь выразил свое восхищение возможностями и технологическими способностями Израиля в области управления водными ресурсами. Когда я спросил главу Тертерского района о том, покидают ли молодые люди эту сельскохозяйственную периферию и переезжают ли в большой город Мустагим Мамедов сказал: «Все, что вы видите в Баку, у нас есть и здесь и даже больше».
Едем в село Гасангая. В 2016 году, накануне четырехдневной апрельской войны, в результате артиллерийского обстрела армянскими вооруженными формированиями погибла 16-летняя Турана Гасанова. Молодая девочка, которой бы еще жить и жить, стала жертвой армянских оккупантов. Встречаемся с ее родителями. Они рассказывают все, что было с огромной болью и грустью в глазах. Показывают нам брата погибшей — 32-летний Азад Гасанов подорвался на противопехотной мине на линии соприкосновения войск, ему ампутировали ногу. Вид руин душераздирающий, мы сопереживаем и реально понимаем какое чувство несчастья и человеческой грусти переживают люди, изгнанные из собственных земель.
Лелетепе: между двумя горами
«В начале апреля 2016 года армяне, как всегда ночью, совершили свои обычные провокации на линии фронта, но на этот раз мы решили ответить жестко и с большой силой», — сказал майор Таир, который, в отличие от многих солдат, с которыми мы встречались, выглядел очень уверенно и улыбался. «Освобожденная нами высота Лелетепе обеспечивает нашим силам возможность наблюдения и огневого контроля над населенным пунктом Горадиз, местностью вокруг города, далее на Физулинском направлении и снимает угрозу обстрела противником важного железнодорожного узла Горадиз, а также лишает противника возможности скрытного сосредоточения и выдвижения на этом направлении». Операция Лелетепе для азербайджанцев является эквивалентом завоевания Израилем горы Хермон — битвы, которая является источником гордости для всех израильтян.
Мы сидим у Лелетепе с солдатами и традиционно пьем горячий, крепкий азербайджанский чай с незабываемо вкусным вареньем. Церемония, без которой ни один азербайджанский хозяин вас никуда не отпустит. Я сижу и наблюдаю над этой долиной, смотрю вниз и понимаю, что вершина Лелетепе доминирует над обширной территорией. Из-за извилистого рельефа, естественных препятствий и резких искусственных изгибов даже новому японскому джипу трудно будет пройти узкую дорогу в гору. В 1993 году армяне захватили эту вершину горы, создав укрепленную позицию, почти непробиваемую, почти непобедимую.
Азербайджанские солдаты и офицеры гордятся тем, что освободили укрепленный комплекс в течение 20 минут. Топография вокруг аванпоста показывает, что это были просто супергерои своей страны. Будучи частью Армии Обороны Израиля, я просто восхищен смелостью азербайджанских солдат. Я пытаюсь понять, как происходило сражение и как азербайджанским солдатам-супергероям удалось захватить укрепленный армянский форпост. Спустя долгое время я обнаружил, что согласно иностранным СМИ, этой мужественной битве азербайджанских солдат и их героизму помогла израильская военная технология, о которой никто не любит говорить.
Ашагы Абдурахманлы
В этом селе мы встретились с президентом Международного Евразийского фонда печати (МЕФП), заместителем председателя Совета печати Азербайджана Умудом Мирзоевым, который предложил отвезти нас в свое бывшее уничтоженное армянами село. Этот пожилой и светлой души человек тронут до слез: «Здесь была моя школа, здесь был мой дом, это был дом родителей моей супруги, здесь мы в детстве играли в футбол», и перед красивым зеленым холмом добавляет: «Здесь я выполнил волю своего отца. Когда он умирал, завещал похоронить его в нашей деревне, на нашей земле. Он сказал мне: «Сын мой, процесс освобождения земель Азербайджана начался, и я верю, что все наши земли в ближайшем будущем будут освобождены, похорони меня в нашей деревне».
Мы шли по разрушенному селу и видели уничтоженные дома, школы и разбитые надгробия. Надгробия были варварски изуродованы. Это что-то ужасное, армянские снайперы намеренно стреляют даже в мертвых. Солдаты, сопровождающие нас, инструктируют Умуда наклониться, но эмоциональный Умуд отказывается и стоя перед могилой, заявляет о своей верности и преданности своей земле, земле своего прадеда, деда и отца, своей стране и азербайджанскому народу.
Джоджуг Марджанлы
«Я не герой, я остался здесь, потому что это моя земля, — говорит Октай, который, несмотря на свою скромность, определенно является местным героем. – Между 1994 и 2016 годами армянские вооруженные формирования почти каждый день обстреливали нашу деревню. Жителям было ясно, что это была психологическая война с использованием боевых патронов. Армяне превратили это знаменитое село Джоджуг Марджанлы в живой полигон для своих солдат с поста Лелетепе».
В этой непростой ситуации, более 1000 сельских жителей временно покинули свои дома и земли и переехали в более безопасные мирные места. Последним, кто остался и даже отказался быть эвакуированным, был наш скромный герой Октай. В течение 22 лет он продолжал работать на своей земле и воспитывать детей, завел собственное фермерское хозяйство, несмотря на постоянную опасность для жизни. Его дети посещали школу в далеком селе, и когда мне стало интересно, я спросил приходили ли друзья его детей поиграть в эту заброшенную, забытую Всевышним деревню. Октай иронично улыбнулся: «Дети есть дети, конечно приходили».
После полного поражения армянских оккупационных сил в битве при Лелетепе азербайджанское правительство и государство восстановили деревню. В результате получилось красивое, я бы сказал, фантастическое село.
Все село служит отличной презентацией для иллюстрации прошлого. Стены местной школы украшены фотографиями национальных героев, которые отдали свои жизни за освобождение этого села во время боевых действий. Здесь я понимаю, почему для азербайджанского народа было так важно, чтобы мы, израильские журналисты, увидели это село, потому что у них сегодня нет ничего более важного, чем живое повествование, обрамляющее их историю как феникса, восставшего из советского пепла и восстанавливающего свое будущее.
Трудно не почувствовать лицемерие мира, если сравнить историю беженцев и вынужденных переселенцев, живущих по всему большому Азербайджану с израильско-палестинским конфликтом. В то время как палестинцы не отпускают ржавые ключи от домов прабабушек и дедушек, и мир гудит вокруг них в заголовках, азербайджанцы просят совсем немного — мирового внимания. Они хотят, чтобы мир знал об оккупации азербайджанских территорий, о проблемах одного миллиона беженцев и вынужденных переселенцев из Нагорного Карабаха и 7 прилегающих районов Азербайджана.
Что еще более важно, азербайджанцы хотят, чтобы в мире обратили внимание не только на катастрофу азербайджанского народа, но и на восстановление и реабилитацию деоккупированных территорий, которое обеспечивает государство, особенно на то, как они пытаются решить межнациональный конфликт, не нагнетая ненависти между народами.
Снова и снова наши азербайджанские друзья с гордостью рассказывали нам о том, что несмотря на этническую чистку со стороны армян и разрушение всех мечетей в Армении и в Нагорном Карабахе, азербайджанцы не только не изгнали армян, проживающих в Азербайджане, но даже восстановили и отремонтировали армянскую церковь, расположенную недалеко от Старого города в самом центре Баку. Мы лично стали свидетелями рассказанного.
Как резюмировал Замин, директор школы в Джорджуг Марджанлы: «Я ненавижу армянского солдата, оккупировавшего мою землю, но у меня нет ненависти к армянскому народу в целом».
Так, куда все это идет? Во время нашей поездки в Москве проходила встреча глав МИД Азербайджана и Армении. Похоже, азербайджанцы не заинтересованы в продолжении конфликта.
Арье Гут, эксперт по израильско-азербайджанским отношениям, разъясняет позицию Азербайджана, согласно которой дипломаты прячутся между словами: «Это факт, что более 20 процентов территории Азербайджана находится под армянской оккупацией. Это незаконная оккупация. Есть четыре резолюции СБ ООН, которые не признают армянскую оккупацию и контроль над этими территориями.
Несмотря на четкие призывы международных организаций к Республике Армения вывести войска из Нагорного Карабаха и 7 прилегающих районов Азербайджана, армянские силы продолжают оккупацию азербайджанских территорий, продолжают стрелять и нарушать режим прекращения огня.
Однако Баку также пытается решить вопрос мирным путем. Все прекрасно понимают, что без поддержки третьей страны нищая и бедная Армения не смогла бы оккупировать 20% территории Азербайджана. И терпение Азербайджана на пределе. Официальный Баку неоднократно заявлял и предупреждал Армению, что он никогда не согласится с существующим статус-кво. Однако бредовые заявления военного и политического руководства Армении указывают на их обеспокоенность, страх и панику».
Эти слова израильского эксперта подтверждают слова молодого школьника из пограничного региона Тертер, с которым я встречался, когда он должен был сдавать экзамен на аттестат зрелости. На мой вопрос, как закончится данный конфликт, он ответил: «У нас нет намерения претендовать на чужие земли. Оккупированные Арменией земли — это наша земля, и мы никогда не откажемся от нее. Если надо, мы будем воевать и в конце концов они сдадутся или заплатят большой кровью», – сказал азербайджанский школьник.
Расставание c Баку: на пути к демократии
Азербайджанцы очень хорошо осознают и понимают геополитическую карту региона. Во время визита мы постоянно слышим их огромную признательность Израилю за поддержку. Это мы слышали во время встречи с помощником Президента Азербайджана по общественно-политическим вопросам Али Гасановым: «Азербайджан считает Израиль дружественной страной и стратегическим партнером. Буквально на днях в Израиле прошли внеочередные парламентские выборы, действующий премьер Биньямин Нетаньяху в пятый раз победил и возглавил правительство. Мы с большим уважением относимся к выбору израильского народа. Нетаньяху был первым высокопоставленным израильским чиновником, который посетил Азербайджан в 1997 году и встретился с Гейдаром Алиевым.
Наши особые стратегические отношения начались после этого исторического визита израильского премьер-министра. Затем Биньямин Нетаньяху совершил первый рабочий визит в Азербайджан в декабре 2016 года, продемонстрировав тем самым курс на дальнейшее сближение Баку и Тель-Авива. Мы с большим уважением и почтением относимся к израильскому главе правительства. Мы знаем какое теплое и человеческое уважение испытывает Биньямин Нетаньяху к нашей стране и к нашему Президенту.
Сегодня отношения между Азербайджаном и Израилем успешно развиваются по всем направлениям. Также хочу заметить, что в настоящее время 65 процентов потребляемой в Израиле нефти поступает из Азербайджана, который является важнейшим покупателем продуктов израильских высоких технологий.
Мы и дальше будем продолжать работать над укреплением и углублением отношений Израиля и Азербайджана во всех областях».
Наша последняя встреча в столице Баку – с заведующим отделом по вопросам внешней политики Администрации Президента Азербайджанской Республики Хикметом Гаджиевым. Во время встречи господин Гаджиев рассказал нам об уникальном статусе Азербайджана в начале XXI века и стратегической важности отношений между двумя нашими странами.
«С момента восстановления государственной независимости в 1991 году, у Азербайджана сложились особые отношения с Израилем. Израиль был одним из первых стран, признавших нашу независимость. У нас прекрасные экономические, политические военные, культурные и торговые отношения. Прямые и полные авиарейсы, что доказывает, что существуют отличные стабильные отношения. Прямо перед Песахом в один день из Тель-Авива в Баку вылетело на отдых 1000 израильских туристов посредством азербайджанских авиалиний».
Когда мы задаем ему вопрос о демократических преобразованиях в Азербайджане, Хикмет Гаджиев справедливо отвечает: «Мы находимся на пути к тому, чтобы стать демократическим государством, не каждая страна адаптирована к одной и той же демократической модели. Нашей демократии только 27 лет. Демократия — это состояние сознания, и если вы посмотрите на гражданские права, религиозные права, политические права, вы обнаружите, что Азербайджан иногда страдает от несправедливого имиджа, и поэтому мы ценим тех из вас, кто приезжает, знакомится со страной, понимает проблемы страны, объективно их оценивает и очень близко видит истину».
Хикмет Гаджиев с энтузиазмом рассказал нам об открытии кошерного ресторана в Баку, что еще раз подчеркивает и показывает насколько важен израильский туризм, равно как и технологии, которые Израиль предоставляет Азербайджану – начиная от сельского хозяйства, медицины и до современного оружия.
«Азербайджан здесь на этой геополитической карте на своем месте, и я всегда в шутку говорю, что, если вы посмотрите на карту, моя страна похожа на птицу, летящую с востока на запад, и если вы оборвете ей одно крыло, она не полетит. Именно поэтому мы говорим, что нам нужны оба крыла», — отмечает заведующий отделом по вопросам внешней политики Администрации Президента Азербайджанской Республики Хикмет Гаджиев.