Ситуация в Казахстане, куда по просьбе президента страны Касым-Жомарта Токаева уже введен миротворческий контингент ОДКБ, продолжает оставаться напряженной. До сих пор нет точных данных о количестве погибших в результате столкновений. Нестабильно работает телефонная связь и интернет, жители многих городов боятся выходить из своих домов.
Что произошло и продолжает происходить в Казахстане? Почему социальный протест обернулся грабежами и насилием? Своим мнением в беседе с Oxu.Az делится Азаматхан Амиртай, председатель казахстанской Экологической партии «Байтақ» (кстати, почетным председателем Экологической партии является казахский общественный деятель, поэт, писатель, дипломат и литературовед Олжас Сулейменов), бывший член Национального совета общественного доверия при Президенте Республики Казахстан:
— Всему виной не только социальный, но и политический кризис в стране. Есть недовольство народа, связанное с прошлогодними выборами в парламент. Депутатов избирали по партийным спискам, при этом зарегистрированных политических организаций в стране не много — шесть. В Казахстане 12 млн избирателей и только около двух миллионов состоят в партиях. Получается, что 10 млн беспартийных поражены в своих правах. Это должно было привести к политическому кризису, о чем мы говорили еще в прошлом году.
Было понятно, что народ выйдет на улицы, будут митинги, ведь представителей большей части народа в Мажилисе и маслихатах (местных советах — ред.) нет. Сейчас митинги и демонстрации идут по всем регионам Казахстана.
Мы живем в свободной стране, значит все люди должны иметь право голосовать за своего кандидата, вносить тем самым свою лепту в развитие государства. Я — руководитель Экологической партии Казахстана. В последние годы мы девять раз пытались зарегистрироваться, подавали документы в Министерство юстиции и всегда получали отказ. Вы спросите почему? Все просто, мы не связаны с олигархами и настроены на работу именно с людьми.
Власть думала, что у нее есть сила, деньги. Но когда поднялся народ, картина стала иной. А зарегистрированной политической силы, которая могла бы взаимодействовать с народом и при этом иметь своих депутатов в парламенте, не нашлось. Некому предложить компромиссы.
Нынешние протесты — стихийные, они возникли хаотично, нет ни организаторов, ни лидеров. А в таком случае государству становится сложно.
Далее уже социальные вопросы. Казахстан — это одна из самых богатых стран мира по своим ресурсам. Где доходы от нефти, сырья? Почему не развивается предпринимательство, а народ бедствует? Власти принимали решения, которые не соответствуют интересам страны.
Вспомните Таможенный союз, в который изначально вошли Россия, Беларусь и Казахстан. К чему это привело? Убили наш малый бизнес. Возьмем какой-нибудь условный товар — Россия и Беларусь производит его в массовом количестве, обозначим это цифрой 100. А Казахстан производит всего 10, так как населения намного меньше, чем у России и Беларуси вместе взятых. Конечно, себестоимость у нас будет дороже, а когда приходит российский товар, то он конкурентоспособный, завоевывает рынок. А наши компании закрываются, люди оказываются на улице. А как они должны зарабатывать на семью? Государство об этом не подумало.
Возникло социальное неравенство: Очень богатые люди, олигархи с одной стороны, и очень бедные люди с другой. Банкротятся банки, люди теряют свои вложения, а олигархи спокойно живут в Европе. Все это и привело к тому, что происходит сегодня.
— Но как быть с беспорядками и погромами, ведь очевидно, что это был уже не мирный протест? Почему Казахстан самостоятельно не справился с погромщиками и мародерами? Чуть ли не половину Алматы сожгли и ограбили, и после этого официальный Нур-Султан пригласил миротворцев из ОДКБ…
— Я этого не понимаю! У нас есть армия, полиция. Свыше 200 000 только полицейских! Где они были?
Судя по всему, шла какая-то политическая игра, ведь изначально в западном Казахстане все начиналось как мирная акция. Но появились какие-то провокаторы. Кто они, кто за ними стоит?
Мне кажется, что это игра олигархов, война денег. У нас десятки миллиардеров, очень богатых людей. Они хотят получить определенную выгоду и готовы выбросить несколько миллионов долларов на агрессивные протесты. А ведь в мире видят, что происходит в Казахстане.
— Пожалуй, самый важный вопрос: Как, по-вашему, можно остановить протесты, предотвратить дальнейшие беспорядки?
— В первую очередь немедленно распустить ненужный парламент, вместе с местными советами — маслихатами. Их народ не избирал и потому не слушает.
Далее уже можно назначить дату внеочередных выборов в парламент, но при новых условиях. Голосование должно быть не по спискам никчемных партий, которые сейчас зарегистрированы. Все люди должны иметь выбор. И народный парламент поможет сбалансировать ситуацию.
Если президент Касым-Жомарт Токаев не пойдет на политические реформы для народа, то протестные настроения не стихнут.
— И введение войск ОДКБ не поможет?
— А сколько военных введет ОДКБ? Несколько тысяч? В Казахстане живет более 18 млн человек. Только в Алмате около трех миллионов жителей.
Ввод контингента ОДКБ — это унижение для нас! Да и соседним странам не очень-то и выгодно вмешиваться во внутренние дела Казахстана. Казахи — тюркоязычный, мусульманский и очень гордый народ. Наша основа — Алтын Орда (Золотая Орда — ред.).
Хорошо, допустим, придут они (контингент ОДКБ), пробудут какое-то время, но это большая ошибка. У протестующего народа нет лидеров, которые могли бы политически урегулировать ситуацию, и именно государственная политика привела к этому. А как тогда остановить людей, достучаться до них? Поэтому, я повторюсь, президент Касым-Жомарт Токаев должен пойти на жесткие политические реформы и, прежде всего, распустить парламент. Другого пути нет.
Rus.com.az