Маншет Общество

Проходит 30 лет со дня трагедии Агдабан — черного пятна в истории человечества

Свидетель трагедии: Людей сжигали заживо, некоторым вспарывали животы и извлекали внутренние органы, давили бронетехникой.

Одним из самых кровавых преступлений, совершенных армянами против азербайджанского народа, является трагедия в Агдабане. Трагедия, произошедшая 8 апреля 1992 года в селе Агдабан Кяльбаджарского района, не была одиночным преступлением, а стала продолжением политики этнической чистки и геноцида, проводимой армянскими националистами в отношении азербайджанцев на протяжении почти двух столетий.

8 апреля 1992 года село Агдабан Кяльбаджарского района, состоящее из 130 домов, было полностью сожжено и стерто с лица земли армянскими боевиками. 779 мирных жителей села подверглись нечеловеческим пыткам, 67 человек убиты, 8 стариков в возрасте 90-100 лет, 2 детей, 7 женщин были заживо сожжены. Как очередное проявление политики вандализма, проводимой армянами против нашего культурного наследия, были уничтожены рукописи поэта Гурбана Агдабанлы и Деде Шамшира, одного из видных представителей ашугской поэзии.

Трагедия Агдабана является одним из серии массовых убийств, совершенных армянскими вооруженными силами в селе Гарадаглы Ходжавенда, Ходжалы, селе Баллыгая Геранбойского района и других местах с целью уничтожения азербайджанского населения. Вопреки всем нормам международного права и общечеловеческим ценностям, были убиты мирные жители — несовершеннолетние, женщины и старики.

«Невиданное зверство в истории человечества»

Жители села Агдабан рассказали региональному корреспонденту АЗЕРТАДЖ о трагедии, произошедшей 30 лет назад. Житель села Яшар Мамедов, размещенный в Тертере, говорит, что, несмотря на прошедшие годы, тот страшный день никогда не будет забыт: «Хотя со времени трагедии в селе Агдабан прошло много времени, зверства армян никогда не будут забыты нами, свидетелями. Невиданное зверство в истории человечества. Это могли учинить только армяне. Я прочитал много книг, посмотрел фильмы, но не видел зверств, подобных совершенных армянами».

Яшар Мамедов вспоминает те страшные дни: «В ту ночь я вместе с молодежью стоял на страже села. Нас было 13-14 человек. Оборону организовали только жители села, вооруженные лишь охотничьими ружьями. Утром, выходя на дорогу, я увидел свет, исходящий со стороны армян. Они устроили засаду в лесах. Хотели окружить село и уничтожить всех жителей. Однако то, что мы стояли там, почувствовали их нападение и начало стрельбы, насторожило жителей села. Армяне заняли все сельские дороги. Жители села смогли выйти по неизвестной армянам тропе. Также была перекрыта автомобильная дорога села. Армяне уничтожили гранатометом машину, приехавшую на помощь селу. Вооружения у противника было во много раз больше, чем у нас. Когда на нас направлялись 4 бронемашины, я и трое моих друзей вошли в лес. Там армянские бандиты расстреляли 4 человек. На следующий день я вернулся туда и увидел страшное зрелище. Убив их пулями, они вспороли животы двух человек, извлекли их внутренние органы, задавили бронетехникой. Двое других были убиты выстрелом в рот из автомата.

Разграбив село, армяне подожгли все дома. Когда на следующий день, я пришел в село, некоторые дома еще горели. Я воочию видел зверства, совершенные в селе, убитых людей. Соседка Хаят пыталась вынести из дома сына Мусу, но он не вышел. Армяне бросили Мусу в горящий стог сена и сожгли его. Я видел его сгоревшее тело. Хаят была застрелена в голову. На земле была ее кровь, платок. Но ее тела не было. Потом я услышал, что ее тоже сожгли. Сестра другого нашего соседа Зейналабдина Фатма тоже не вышли из дома. Когда я вошел в их дом, то увидел сожженное тело Фатмы. Армяне закрыли дверь дома и подожгли ее. Армяне убили младенца вместе с его отцом. Также в плен попали пять человек из села. Бабушка Гемер не хотела идти, ее толкнули прикладом автомата. Гемер подобрала с земли полено и ударила вооруженного армянина. Армяне расстреляли на месте ее и сына Абульфата. Взяли с собой ее супруга и дочь. В соседнем селе Чайговушан сожгли дедушку Бакира и его супругу вместе с их домом. Убили и дедушку Гара…».

О трагическом дне вспоминает другой житель села Мардан Керимов: «В 1990-1992 годах армянская агрессия расширялась. Одно за другим захватывались населенные азербайджанцами села Карабаха. Мы знали, что армяне нападут и на наше село. Поэтому сельчане по очереди защищали село. В ночь на 7 апреля я дежурил по обороне села. Армяне пересекли заднюю часть горы Сары и взяли ее. Мы ничего не знали.

Наутро мы собрались в месте, называемом «Родник Адиль бея». В то время я работал учителем в школе. Сказал, что скоро начнутся занятия, я должен вернуться в село. Когда до села оставалось 20 метров, армяне начали обстреливать со всех сторон меня и парня по имени Гияс. Пробежав немного, я упал на землю. Затем увидел, что обстреливают с вершины, середины горы и с близкого к нам расстояния. В Гияса выстрелили, когда мы преодолевали холм. Спрятавшись за скалой, я увидел, что он ранен в спину. Танки и солдаты армян уже вошли в село. Когда я добрался до поляны Туршуюн, армяне вновь начали стрелять по мне. Я не смог добраться до села. Я ничего не знал о селе, своем доме. Хорошо, что сельчане, услышав перестрелку, смогли выбраться по тропе. Армяне сожгли село, а тех, кто не смог выбраться, зверски убили. Я никогда не смогу забыть это зверство. Эта трагедия была равной Ходжалинской трагедии. Это бесчеловечное злодеяние было совершено армянами».

Трагедии, совершенные армянами, в Кяльбаджаре

Ненависть армян к азербайджанцам не завершилась Агдабанской трагедией.

В связи с ухудшением ситуации в Кяльбаджаре 31 марта 1993 года было принято решение эвакуировать женщин и детей. Через туннель на дороге Кяльбаджар-Лачин должны были быть вывезены жители 30 сел. В эти дни планировалось вывезти на грузовике 25 человек – женщин, детей, стариков. На выходе из туннеля их подвергли обстрелу, убили большое количество людей, оставшихся взяли в плен. На выходе из туннеля на Кяльбаджарской дороге неоднократно совершались подобные зверства. Не стерлись из памяти увиденное. На глазах у семьи бросили 8-летнего ребенка живьем в огонь, подожгли грузовик «КамАз»,.

Еще одна резня, совершенная в Кяльбаджаре, — Башлыбельская трагедия. 3 апреля 1993 года вооруженные силы Армении, совершив вооруженное нападение на село Башлыбель, ограбили и полностью сожгли дома, принадлежащие жителям села. 62 человека, которые не смогли покинуть деревню, укрылись в пещерах в местности с горным рельефом под названием «Портда», расположенной примерно в 3 км от села, на самой возвышенной его части. Не остановившись на совершенных ими преступлениях члены армянских формирований, вооруженные автоматами и крупнокалиберным оружием, 18 апреля 1993 года начали обстреливать укрытия, где прятались безоружные, беспомощные гражданские лица. В результате были убиты 12 человек, не имевших возможности оказать какое-либо сопротивление (в том числе один 12-летний ребенок, подростки 12-ти и 16-ти лет, а также 6 женщин и 6 мужчин). Следствием было также установлено, что 7 из 36 человек, укрывшихся в пещерах от членов преступной группировки, от полученных травм скончались в различных селах Кяльбаджарского района.

Оставшиеся в живых жители села Башлыбель, через некоторое время разделившись на две группы, ночью с риском для жизни подошли к пещерам, где были убиты их соотечественники, и закопали тела 12 человек в одежде, убитых армянами из огнестрельного оружия, в два ряда (по 6 могил в каждом ряду).

Отметим, что 2 апреля 1993 года в Кяльбаджаре, оккупированном и долгие годы находившемся в окружении, были убиты 511 мирных жителей, 321 человек попали в плен и пропали без вести. 60 тысяч кяльбаджарцев были вынуждены временно поселиться в 770 населенных пунктах 56 районов республики. В результате оккупации были разграблены, уничтожены десятки историко-культурных памятников, 97 школ, 9 детских садов, 116 библиотек, 43 клуба, 42 дома культуры, историко-краеведческий музей, 9 больниц, 75 медицинских пунктов, 23 амбулатория, 9 аптек, сотни административных зданий, тысячи квартир, сотни машин, техника и др., а многомиллиардное богатство района было вывезено в Армению.

Посетивший Кяльбаджар после освобождения от оккупации Президент Ильхам Алиев о совершенных армянами здесь зверствах сказал: «Посмотрите город полностью разрушен армянами. Армянские варвары разрушили Кяльбаджар, как и другие наши города и села. Разрушены все здания. В некоторых зданиях незаконно заселились армяне. Покидая эти места, они сожгли, разрушили эти здания. Времена меняются, но уродливое лицо армянского фашизма не меняется. Оккупируя эти земли в начале 1990-х годов, они разрушили наши города и села. В 2020 году, когда мы гнали их отсюда, они уходя вырубили, сожгли деревья, разрушили здания».

Жители Агдабана ждут наказания виновных в трагедии

Первым дав политико-правовую оценку агдабанской трагедии, великий лидер Гейдар Алиев назвал произошедшие здесь события величайшим преступлением против человечества, охарактеризовал как черное пятно в истории человечества.

К сожалению, трагедии, совершенные армянами, до сих пор не получили политико-правовую оценку со стороны международного сообщества, лица, совершившие преступления, не привлечены к уголовной ответственности. Агдабанцы, потерявшие членов семьи, родных, домашний очаг, как и жители Ходжалы, Гарадаглы, Баллыгая, Мешяли, многие годы ждут того дня, когда совершившие трагедию, понесут заслуженное наказание.

Rus.com.az