Находящийся с официальным визитом в Армении глава МИД Ирана Гусейн Амир Абдоллахиан, подтверждая позицию официального Тегерана, вновь разразился целым рядом заявлений о неприемлемости для ИРИ «изменения границ» в регионе, готовности воспрепятствовать таким «идеям» и т.п. При этом представитель Тегерана вновь конкретно не упомянул, а какая, собственно, региональная страна преследует подобную цель. Ведь единственной страной, которая преследовала, да и сейчас, по большому счету, преследует (невзирая на заверения об обратном) цель нарушения территориальной целостности соседнего государства — а именно, Азербайджана — является Армения. Но как раз применительно к Армении и выражает свои «братские чувства» Иран.
Иран, который за три десятилетия армянской оккупации азербайджанских территорий ни разу не указал Армении на недопустимость осуществляемой ею политики «изменения границ». Зато сейчас, после 44-дневной войны, по итогам которой Азербайджан покончил с армянской оккупацией и восстановил свои международно признанные границы и территориальную целостность, Иран то и делает, что трезвонит о важности соблюдения существующих в регионе границ…
Между тем, текущие действия Ирана убеждают в том, что предметом его обеспокоенности является именно территориальная целостность Армении. Выражением этой обеспокоенности следует считать и открытие с участием Абдоллахиана в городе Гафане, на территории входящей ныне в состав Республики Армения западной части Зангезура, генерального консульства ИРИ.
Это произошло на следующий день после открытия президентами Азербайджана и Турции Ильхамом Алиевым и Реджепом Тайипом Эрдоганом международного аэропорта в освобожденном Восточном Зангезуре — городе Зангилане. И произошло на фоне масштабных военных учений Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) у реки Араз, на границе с Азербайджаном и Арменией. Учений, во время которых командование КСИР «жестко предупреждает» некие «страны на севере» о недопустимости того, что они «впускают на мусульманские земли Израиль». Из чего однозначно следует, что адресатом иранского предупреждения является единственная традиционно мусульманская страна на Южном Кавказе — Азербайджан.
Однако все эти предупреждения, связанные с «сионистской угрозой», — не более чем банальная беллетристика. Если бы Иран действительно был бы столь фанатично привержен «чистоте мусульманских земель», то не наблюдал бы смиренно в течение 30 лет за армянской оккупацией Карабаха, за методичным, целенаправленным уничтожением армянскими агрессорами мусульманского культурного наследия, в том числе разрушением и осквернением мечетей…
Следовательно, мишенью демонстрируемых Тегераном «акций устрашения» является именно Азербайджан. Иран не скрывает своей незаинтересованности как в растущем усилении Азербайджана и его позиций в региональной геополитике, так и в реализации продвигаемых им масштабных проектов, ключевым из которых в реалиях, сложившихся по итогам 44-дневной войны, является создание Зангезурского коридора. То есть транспортного сообщения, которое свяжет основную часть Азербайджанской Республики с ее Нахчыванской АР и далее с союзной Турцией. Ради пресечения этого проекта, равно как и в целом дальнейшего усиления Азербайджана, Иран и решился побряцать мускулами на той стороне реки Араз. Реки, продолжающей фатально разделять обе части исторического Азербайджана…
Последние шаги Ирана — все эти антиазербайджанские заявления, учения у границ Азербайджана, открытие консульства в Западном Зангезуре — являются, по сути, открытой демонстрацией готовности применить силу против АР. Однако эта демонстрация никоим образом не способна повлиять на ход событий, прямо затрагивающих регион завершившегося карабахского конфликта. Армения, поддерживаемая, в том числе и Ираном, обречена выполнить взятые ею на себя обязательства по созданию Зангезурского коридора, а также по полному выводу армянских вооруженных сил с территории Азербайджана — города Ханкенди и прилегающих местностей, где временно размещен российский миротворческий контингент.
Но если все же допустить, что бряцающая мускулами ИРИ решится-таки на реальную вооруженную авантюру против Азербайджана, то она достигнет целей, прямо противоположных тем, которые ею преследуются. Перед собой Тегеран увидит всю объединенную военную мощь Азербайджана и Турции, которых тогда уж точно никто и ничто не сдержит в создании связи через Западный Зангезур — исконную азербайджанскую территорию. Как говорится, любым путем. Со всеми вытекающими отсюда последствиями для территориальной целостности Армении, о нерушимости границ которой столь назойливо печется муллократический режим в Тегеране.
Источник: Oxu.Az
Rus.com.az